АННА ТАСМАЕВА
Использование элементов технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи
▼ Скачать
[b][/b]
Что включает в себя речевое развитие?
• Формирование и активизация словаря
• Активизация общения, развитие диалогической речи
• Подготовка к обучению грамоте
• Формирование умения задавать вопросы
• Словотворчество и сочинительство
Проблемы речевого развития дошкольников
• Бедность речи.
Публикация «Использование элементов технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
• Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
• Недостаточный словарный запас
• Односложная, состоящая из простых предложений речь
• Трудности в развитии монологической речи : составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста
• Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
• Употребление нелитературных слов и выражений
• Проблемы звукопроизношения
• Отсутствие навыков выразительности речи
Одним из способом решения проблем развития речи детей является использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ
Его гениальная цитата: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества.
Системности мышления
творческого потенциала
В работе с детьми по данной технологии педагоги придерживаются следующего:
Выслушивать каждого желающего.
Давать только положительные оценки, они раскрепощают!
Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.
Говорить: интересно, необычно, любопытно!
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей :
снимается чувство скованности;
преодолевается застенчивость;
развивается воображение, речевая и общая инициатива;
повышается уровень познавательных способностей.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:
Как?
Откуда?
Зачем?
Для чего?
Чем можно заменить?
Чем хорош?
Чем плох?
Чем полезен?
Чем неудобен?
Что делать?
Где можно использовать?
Как быть если?
Методы и приемы ТРИЗ
Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.
Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий :
во времени -
в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая - растаяла);
в пространстве -
одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
в системах -
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
в отношениях -
объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший, а кому-то нет (плохой).
«Да- нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет»
Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска.
«Да- нетки» бывают
объектные (загадывается один объект)
ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов,
линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали,
плоскостная (предметы располагаются на плоскости,
объемная (предметы располагаются в пространстве).
Например:
– Я загадала слово (кошка).
– Это растение?
– Нет.
– Это что-то неживое?
– Нет.
– Это животное?
– Да.
– Оно пушистое?
– Да.
И т. д., пока слово не будет угадано.
Метод фокальных объектов
Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами.
Суть метода заключается в следующем:
o детям предлагается назвать три любых объекта.
o Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.
o Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.
Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.
Например Фонарик.
Случайные объекты Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
Очки: солнечные, защитные, модные.
Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи
Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать
Подсистемы -составные части (элементы, из которых состоит система.
Надсистема- система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО.
Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана:
-Дерево (система)
Группа деревьев (надсистема)
Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)
Метод мозгового штурма
Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.
Например, с детьми можно решать такие проблемы :
-Как спасти колобка от лисы.
-Как выгнать лису из зайкиной избушки.
-На чем рисовать, если нет бумаги.
Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.
Метод каталога
Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте.
Можно предложить вот такой ход сказки:
-Жил- был…
-И был он какой…
-Умел делать что…
-Делал он это потому, что…и тд.
Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.
Морфологический анализ
Цель его – установка ассоциативных связей с различными, случайными объектами. Предложите ребенку 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?. Конечно, это же машина для перевозки молока, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.
В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т. д.»
Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – да чего угодно!
Учимся загадывать загадки
Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные.
Сонный – погружённый в сон, спящий.
Подвижный – быстрый, в движении.
Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.
Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,
Какой? Что такое же?
Котёнок - сонный - девочка
- пушистый - тигр
- тёплый - одеяло
Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:
Сонный, но не девочка,
Пушистый, но не тигр
Тёплый, но не одеяло.
Рассказывание по картине
методика «Картинка без запинки»
В гости приходит волшебник «Дели – давай»
первым шагом мы называем шаг «дели», то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру, бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали (игра «Подзорная труба»).
шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.
Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:
- Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите (игра «Вхождение в картину»).
Наши глазки закрываем
В мир волшебный попадаем
Руки вверх, руки вниз
Глаза открой и удивись.
- Что слышат наши уши?
(мурлыканье котят, голос хозяйки и т. д.)
- Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т. д.
- Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали?
(запах молока, супа, который готовит хозяйка и т. д.)
- А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.
Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Былобудет». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.
Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.
Следующий шаг - разные точки зрения.
Игра «Превращение в объект на картине». Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя, и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.
-Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг?
Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать,что видит и чувствует цыпленок.
После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ.
Не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.