Получи документы

Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда

эльвира рамазанова
Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму. У детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Публикация «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Несформированность языковых и коммуникативных навыков у учащихся обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки, мотивации и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии.

Находясь на грани соприкосновения педагогики, психологии, медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Существует достаточное количество новых методов и форм работы, инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. К методам нетрадиционного воздействия относятся: игро-, смехо-, библио-, воско-, хорео-, имаго-(рисование под музыку) терапия и другие. Наиболее универсальным и комплексным методом воздействия в коррекционной работе является сказкотерапия.

Сказкотерапия – психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем, для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрела известность довольно давно. Этот метод относится к здоровьесберегающим технологиям и одновременно является инновационной технологией духовно-нравственного воспитания. У сказкотерапии, как метода психологической коррекции, возрастные ограничения отсутствуют.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к 18 веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, но и о попытках интерпретаций их содержания. Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Э. Фромм, Э. Берн, К. Юнг и другие. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами: Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, М. В. Осориной, А. В. Гнездиловым и другими.

Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора института сказкотерапии в Санкт-Петербурге.

По определению энциклопедического словаря, сказка – «это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы».

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. выделяет пять видов сказок :

К художественным сказкам относят народные сказки и авторские истории. Сюжеты народных сказок многообразны :

сказки о животных

бытовые сказки

страшные сказки

волшебные сказки

Авторские художественные сказки рассказывают нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Психотерапевтические сказки. Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные самим ребенком и сказки сложенные совместно с ребенком.

Медитативные сказки создаются, как пишет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Сказки – форма хранения жизненных знаний. Они издревле использовались в качестве передачи информации.

Хорошо известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.

Положительное влияние сказки на развитие ребенка неоспоримо. Сказка не только расширяет знания ребенка о мире, но и приобщает к жизни, человеческой культуре, формирует основы поведения и общения, является великолепным инструментом адаптации ко всем сложным жизненным ситуациям, а также средством положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Являясь наиболее универсальным комплексным методом воздействия, сказкотерапия решает разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам).

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, необходимо учитывать следующие особенности:

речевой статус детей (общее недоразвитие речи III-IV уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дизартрией);

недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению со взрослыми; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость);

принцип мультисенсорности.

Вышеперечисленные особенности детей должны учитываться при выборе сказки :

используются хорошо знакомые детям сказки;

сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик у детей;

возможное использование элементов сюжета, а не сказки целиком.

Основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Также и метод сказкотерапии, ее элементы могут использоваться в работе над всеми компонентами речевой системы и на разных этапах работы. Для этого применяются дидактические, в том числе, хорошо известные нам логосказки, и психокоррекционные сказки с использованием различных форм работы : анализ сказок, рассказывание сказок, сочинение сказок, рисование по мотивам сказки. Сказкотерапия настолько универсальна, что любое задание можно облачить в сказочную форму.

Проиллюстрируем некоторыми примерами применение метода сказкотерапии (ее элементов) на различных этапах коррекционно-развивающего обучения.

Перед тем, как начать работу со сказками, необходимо настроить детей, помочь им вспомнить названия сказок и сказочных персонажей при помощи загадок и различных заданий:

«Из какой сказки цитаты;

«Вспомни имена сказочных героев, которым принадлежат желания»;

«Как называются сказки с числительными;

«В названиях каких сказок упоминаются кошки;

«Соедини слова, чтобы получилось название сказки».

На этапе отработки звукового и слогового анализа и синтеза используем следующие виды работ :

развитие слухового внимания («Расколдуй сказку» : «Кепка»«Репка», «Коробок»«Колобок», «Красная Тапочка»«Красная Ша-почка»);

составление имён сказочных героев по первым буквам названий картинок и по первым звукам заданных слов;

разгадывание ребусов, кроссвордов шарад на темы сказок;

разгадывание фонетических загадок;

выделение слогов из заданных слов и составление слов и предложений из них;

чтение сказки по слогам, чтение сказки по первым слогам;

рассказывание сказки по слогам (ребёнок произносит только первый слог каждого слова – сказка «РЕПКА»).

При работе над словом используем следующие виды работ :

нахождение в тексте сказки слов-признаков, слов-действий, слов-предметов: (сказка «Лосёнок» – найди существительные; сказка «Гусеница» – найди глаголы в первом и последнем абзацах);

разгадывание кроссвордов (слова-признаки);

согласование слов-предметов и слов-признаков («Подбери к прилагательному существительное и наоборот»;

подбор эпитетов к сказочному герою (Золушка – трудолюбивая, скромная, добрая, отзывчивая, красивая и т. д. ; Кощей Бессмертный – злой, жадный, коварный, страшный и т. д.);

подбор антонимов (Матушка – добрая, а мачеха – злая, Мальчик с пальчик – маленький, а Великан – большой, Золушка – трудолюбивая, а её сёстры – ленивые);

употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в названиях сказок и именах сказочных персонажей : «Вспомните названия сказок и имена персонажей, где они названы ласково» (Крошечка-Хаврошечка, Дюймовочка, Репка, Мальчик с пальчик, Мышка-Норушка, Зайка-Побегайка, Лисичка со скалочкой и т. д.);

образование новых слов при помощи приставок (Мышка из норки выбежала, речку по мосту перебежала, в калитку забежала, к деду подбежала);

составление слов из частей;

образование сложных слов (Длинные слова);

расширение словаря, кругозора, объяснение значений слов.

На этапе работы над предложением можно использовать следующие приёмы :

составление предложений на сказочную тему, в которых все слова на одну заданную букву. (Пошёл Пятачок прогуляться по парку.);

распространение предложений в игре «От каждого по словечку». (Дети по очереди добавляют по одному слову так, чтобы предложение становилось всё более распространённым. Например: «Колобок»«Колобок катится»«Колобок катится по дорожке»«Колобок катится по лесной дорожке» и т. д.);

отработка использования предлогов : используя иллюстрацию к сказке, ответь на вопрос «Где пряталась Маша от медведя?», употребив как можно больше предлогов (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью);

вставь пропущенные предлоги в тексте отрывка из сказки «Паучок-пилот»;

составление предложений из слов, данных вразбивку, выделение предлогов;

составление вопросов к тексту сказки, используя заданные вопросительные слова;

составление вопросов к тексту сказки, используя вопросительные слова;

определение границ предложения в тексте сказки (расставить нужные знаки препинания);

составление по картинкам из сказок предложений, разных по содержанию (предложение-просьба, вопрос, предупреждение, приказ);

определение начала и конца сказочных историй по стилю предложения;

ответить на вопросы по сказкам («Котёнок Гав и котлета»);

Приемы работы со сказкой по формированию связной речи:

восстановление порядка перепутанных частей сказки («Март и Апрель» и «Летучая мышь»);

постановка проблемных вопросов («Реши сказочные задачи»)

Что нужно сделать чтобы:

медведь сам отпустил Машу;

лиса не съела Колобка;

Иванушка напился водицы, но не стал козлёночком;

яичко упало и не разбилось?;

придумывание сказки с заданным началом :

логопед начинает сказку, дети по очереди продолжают:

Логопед начинает историю «Жили-были., а далее – придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению.

Роль логопеда состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.

Примечание: начало может быть любым, например:

«В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)., а…»,

«За тридевять морей., а…» и т. д.

Перед началом упражнения важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.

придумывание нового конца к известной и незнакомой сказке;

объединение нескольких сказок :

«Салат из сказок» :

Сочини и запиши сказочную историю по данному началу, собрав вместе героев различных сказок (Снегурочка, Буратино, Колобок, Белоснежка и т. д.) придумав им новое приключение.

Нашла однажды Катя волшебный клубочек, бросила его перед собой, и привёл он её в волшебную страну …

переместить персонажей одной сказки в другую, ввести в сказку новых персонажей;

рассказ сказок по опорным картинкам (картинки разложены по порядку, перепутаны и пропущены);

пересказ сказок по опорным словам (даны опорные слова, сам учащийся называет опорные слова);

сочинение сказок по вопросам (Сказочка-Чепуха)

Игра основана на правилах игры «Чепуха».

Материал: узкие полоски бумаги, ручки.

Правила игры: каждый игрок, последовательно отвечая на вопросы ведущего, пишет свой ответ каждый раз на новой бумажке и заворачивает написанную часть, стараясь, чтобы его запись была неизвестна другим. После ответа на каждый вопрос (каждой записи) бумажки передаются по кругу. В итоге получается столько смешных коллективных сказок, сколько было играющих.

Используя сказкотерапию на занятиях можно применять различные методы: рисование, лепку из пластилина, создание этнических кукол (из ниточек, ленточек и лоскутков, работу с мнемотаблицами, сказками с пробелами. А также можно сочетать сказкотерапию с другими технологиями: ИКТ, психогимнастикой, пантомимой.

Итак, в заключении хотелось бы отметить, что применение сказкотерапии в логопедической работе способствует тому, что у ребёнка устраняются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что в свою очередь, способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес, приключений, это любимый детьми жанр, доступный и понятный их пониманию.

«Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть…»

Андрей Белянин

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование таблиц в работе учителя-логопеда для профилактики дисграфии. Дидактическое пособие на липучкахИспользование таблиц в работе учителя-логопеда для профилактики дисграфии. Дидактическое пособие на липучках Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения ребенком грамматическим строем речи. Зачастую мы обращаем внимание.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 10:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем эльвира рамазанова (УИ 397606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД