Приложение МААМ

Работа психолога с детьми и педагогами в условиях сенсорной комнаты в ОУ (1 фото)

Лариса Николаевна Хлебникова
Работа психолога с детьми и педагогами в условиях сенсорной комнаты в ОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Как мы знаем, для решения психологических проблем детей и взрослых в России появляется инновационное оборудование в помощь психологу.

В 2013 году было закуплено необходимое оборудование. Что помогло нам преобразовать сенсорную комнату (СК) .

Я бы хотела поделиться опытом своей работы, с детьми дошкольного возраста в СК. Согласно плану педагога-психолога, с начала учебного года в ОУ, в режим дня детского сада для детей всех возрастных групп введены «релаксационные паузы». Для оптимизации использования сенсорной комнаты, на основе современных здоровьесберегаюцщих технологий, в целях профилактики дезадаптации детей к ОУ создана картотека «Релаксационные паузы» для всех возрастных групп.

Моя работа в СК направлена не только на релаксацию и активизацию психической деятельности детей, но и является одним из важнейших средств коррекции и профилактики нарушений.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы в условиях СК:

- гармонизация психоэмоционального состояния;

- развитие сенсорных способностей;

- стимуляция эмоционального, речевого, социального развития;

- релаксация всех органов и чувств ребенка.

- развитие произвольного внимания, вербального и невербального общения.

Структура занятия:

Ритуал приветствия. Входящая диагностика (тест Люшера; наблюдение; беседа).

Разминка (растяжки, упражнения на тренировку дыхания, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, точечный самомассаж). Создается атмосфера доверия в группе, положительный настрой участников на занятие.

В основную часть входят упражнения функциональные, когнитивные коммуникативные. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).

Выходящая диагностика (тест Люшера; наблюдение, беседа).

Обобщение подведение итогов, обратная связь (рефлексия). Ритуал прощания.

Занятия с детьми проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Подгруппы детей я формирую с точки зрения дифференцированного подхода по состоянию здоровья детей, их актуального развития, при этом учитывая специальные рекомендации невропатолога, особенно с детям имеющим особенности в развитии.

Перед посещением Сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания. Занятия проводятся подгруппами 2-4 человека или индивидуально. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их нам только после того, как мы выполним его задания.

Хозяйкой волшебной комнаты, т. е. сказочным героем каждого занятия является, волшебница Каркуша (смастеренная их прищепки, и на протяжении всего занятия сидит на плече у психолога, и наблюдает за детьми, что способствует самоконтролю в правильности выполнения упражнений и регуляции поведения на занятиях детьми.

В начале каждого занятия дети будят Каркушу. Это подвесная система «Мелодичный звон». Приятные и нежные звуки, которые издают металлические трубки, сразу создают ощущение волшебного мира. При этом развивается кинетические, и аудиовизуальные ощущения, слуховое внимание, познавательный интерес, действует успокаивающе. Мы часто играем в различные игры «Что звенит?», На что похож этот звук?» С этого звона и завязывается сказочный сюжет.

Затем психолог предлагает детям пройти по «волшебной дорожке». С предлагаемой текстурой дети знакомятся дважды: сначала проходя по панно босиком, затем ощупывая его руками. Для занятий с перевозбужденных и агрессивных детей, в первую очередь мы кладем мешочки с более мягким наполнителем, только потом все остальное чтобы успокоить, и снять напряжение, а для застенчивых и тихих, наоборот, для стимуляции их эмоционального состояния кладем колючие и бугристые, а в конце – более мягкие.

Затем дети проходят через Сухой душ. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. К каждой ленточки прикреплены шумящие коробочки, детям предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, что способствует развитию фонематического слуха. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира. Тут можно посмотреть в зеркало и улыбнуться себе, и хорошее настроение сохранится на долго, еще можно выбрать любой понравившийся цвет ленты, этот прием используется психологом в диагностических целях, таким образом, можно отследить настроение детей перед занятием и после, с какими новыми чувствами ребенок уходит из волшебной комнаты.

В зависимости от задач и возраста детей мы используем разные приемы и методы работы с оборудованием в интерактивной среде СК.

Тревожным детям при первом посещении СК даем возможность исследовать ее и удостовериться в ее безопасности при освещении и вводим последовательно максимум три стимула в зависимости от целей занятия.

Длительность занятия зависит от возрастных и индивидуальных особенностей. Для возбудимых детей длительность занятий сокращаем, снижаем нагрузку на сенсорику, исключаем элементы активной стимуляции, например, зеркальный шар, который создает эффект «метели» солнечных зайчиков, включается не более 2 минут. Такой светоэффект требует определенных изменений в пространственной ориентировке, во время упражнений. Он стимулирует зрительное восприятие, развивает воображение, концентрирует внимание на движущихся бликах, которых бесконечное множество. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, и они сидя на мягком пуфике представляют, «Полет на небо», а блики это падающий снег, или мелькание «солнечных зайчиков», которые ловят дети.

«Звездные нити» предназначены для стимуляции зрения и тактильных ощущений, создания сенсорных впечатлений, уютной атмосферы. С помощью их мы проводим упражнения на расслабление кистей рук, лица, шеи, используя такие упражнения как «Водичка-водичка», «Утка по воде плывет». Так же звездные нити способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, не меняя тактильных ощущений, но обостряя их. «Волшебная нить с контроллером» используется на занятиях в играх на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива «Волны», «Пошли письмо», «На мостике».

Я часто использую профессиональный генератор запахов со звуками природы. Этот прибор позволяет воздействовать на ощущения ребенка, звуком, запахом и светом. Мы часто играем с детьми «Изобрази звук природы», «Угадай погоду по звуку». Шум дождя у детей навевает грустное настроение, по этому мы всегда в конце стараемся включать пение птиц, дети могут под это пение потанцевать.

Настенное панно «Звездное небо» развивает речь и концентрирует внимание детей, с помощью игры «Что изменилось?», «Чего не стало». Дети любят придумывать космические истории, и играть в космонавтов. Так же мы играем в космонавтов лежа на напольном «Звездном ковре», дети считают мерцающие звезды, будто бы дотрагиваются руками до звезд, выбирают любимую звезду, загадывают желания. Это помогает детям раскрыться, и на вербальном уровне поделиться своими переживаниями. Панно так же используется на занятиях для формирования представлений об окружающим макропространстве (космос, звезды).

Для релаксации мы применяем, кресло с гранулами - это удобное сидение, которые служат идеальной опорой для сидящего ребенка. Сидя на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Лёгкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счёт лёгкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, ласково окутывающее тело. Этюды и упражнения на релаксацию проводятся по методикам Чистяковой и Джекобсону.

Работа психолога с детьми и педагогами в условиях сенсорной комнаты в ОУ

Детский зеркальный уголок с пузырьковыми колонами, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колоны, позволяет детям удобно расположиться рядом и ощутить тактильно и зрительно ее благотворное: Успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой. Зеркальный уголок с пузырьковыми колонами мы чаще всего используем для активизации эмоционального мира детей («Улыбнись рыбке», «Найди такую же?», «Кто в зеркале?», «Назови рыбку?»,Что бывает таким цветом?») С помощью пузырьковых колон можно использовать упражнения для глаз (по методике В. Ф. Базарнова).

Публикации по теме:

«Голубой вагон бежит, качается…» Работа детей-инвалидов совместно с педагогами«Голубой вагон бежит, качается…» Работа детей-инвалидов совместно с педагогами Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в целях содействия социальному становлению, творческому и духовному.

Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях»Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа психолога с детьми и педагогами в условиях сенсорной комнаты в ОУ
Опубликовано: 3 февраля 2025 в 11:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа психолога с детьми и педагогами в условиях сенсорной комнаты в ОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Хлебникова (УИ 866937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД