МААМ-картинки

Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Гусарова Валентина Ивановна
Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. И в каждом детском саду можно встретить ребенка данной категории. Как правило, у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют такие трудности, как: плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, потребностях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т. д. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. Как правило, родители не замечают нарушения в психологическом здоровье ребёнка, больше уделяя внимание его здоровью и обучению. При этом видя частые проявления поведенческих нарушений, отсутствие динамики в развитии у родителей угасает стремление заниматься с ребенком, родитель теряет последнюю веру в ребенка. Что приводит к острой необходимости специалиста, который сможет стабилизировать эмоциональное состояние рёбенка.

Публикация «Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Коррекционно-развивающая программа по арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель арт-терапии – гармонизация эмоционального состояния детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, то есть восстановление и коррекция его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром.

Задачи:

создать условия для ребенка, способствующие наиболее четкой проработке чувств, которые он испытывает, подавляет;

помочь ребенку найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;

научить отражать свои чувства и эмоций с помощью красок на бумаге;

снять эмоциональное напряжение;

улучшить детско-родительские взаимоотношения.

Ожидаемые результаты

В результате занятий по арт-терапии дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

будут уметь:

найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам;

отражать свои чувства и эмоций с помощью различных форм искусства;

снимать нервно-психическое напряжение социально приемлемыми способами;

стабилизировать эмоциональное состояние;

использовать релаксационные навыки.

повыситься уровень:

самооценки;

развития тактильной чувствительности;

высших психических функций;

навыков предметно-игровой деятельности;

коммуникативных навыков;

активизации творческих проявлений;

адаптации ребенка в макросоциальной среде.

корректируются :

отношение к себе и утверждение чувства социальной значимости;

детско-родительские отношения;

межличностные отношения со сверстниками, педагогами.

Работа по арт-терапии проводится с детьми, посещающими специализированную группу, «Детского сада компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик». Группа состоит из 8 детей, со сложными сочетанными дефектами. Занятия проходят, 1 раз в неделю. Цикл арт-терапевтических занятий рассчитан на два учебных года, при этом соблюдается постоянный контроль изменения эмоционального состояния ребенка.

В связи с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья частично понимают инструкцию, то психологические методики и тесты в большинстве случаев мы не можем использовать. Исходя из этого, мы разработали критерии отслеживания изменения эмоционального состояния ребенка.

Критерии отслеживания изменений эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Наблюдение

Параметры наблюдений:

Вовлеченность – дистанцированность

соглашается на деятельность;

отказывается от деятельности;

проявляет активность;

проявляет пассивность;

имеет эмоциональный отклик (восторг, радость, удивление и т. п.);

не выражает эмоционального отношения.

Расслабленность – напряженность

проявляет спонтанность (переходит к другим способам, рисование пальцами или ладонями и т. п.);

стереотипность поведения;

работает с желанием, увлеченно.

Анализ продуктов детского творчества

Детские работы :

абстрактные рисунки: мазки, марания, каракули, штриховки;

тематические рисунки: изображения людей, объектов, сюжетов.

Параметры анализа:

абстрактность или реалистичность изображения;

заполненность или пустота изобразительного пространства;

предпочтение цветов (психологическое значение);

нажим, продавливания на обратной стороне.

Упражнение «Цветная вода», цель которого узнать цвет настроения в начале занятия. С помощью этого также можно проанализировать изменения состояния ребенка.

Цветовой тест М. Люшера. Данный тест выполняют дети, которые понимают инструкцию.

Беседы с воспитателями группы и родителями об эмоциональном состоянии ребенка.

Так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разный уровень развития, то арт-терапевтические занятия мы разбили на этапы. Дети в процессе индивидуальной арт-терапевтической работы находятся на разных этапах, при этом продолжительность этапа зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

Этапы арт-терапевтической работы

1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности (см. Приложение 1).

Данный этап сопровождается эмоциональными комментариями, создание атмосферы волшебства, частое использование междометий : «Ой», «О!», «У-а-у» и т. п. На данном этапе были использованы упражнения : «Цветная вода», «Сливание красок».

2 этап: рисование «по заказу» ребенка (см. Приложение 2).

К заинтересованности ребенка к волшебству «Цветной воды» и «Сливанию красок» добавляется самостоятельный элемент, это рисование того, что больше всего волнует ребёнка. Здесь ребёнок бесконечное количество раз может рисовать разными цветами один и тот же элемент, сюжет или просить разорвать разукрашенный лист, рисовать пальцами, раскрашивать свои руки [Янушко, 2004. С. 107].

3 этап: введение новых элементов, на основе знаний ребенка (см. Приложение 3).

В данном этапе мы ввели в занятия различные геометрические фигуры, которые необходимо проговорить и раскрасить.

4 этап: введение сюжета.

На данном этапе занятие строиться на основе сюжетов стихотворений А. Барто. А также любимых животных ребенка.

5 этап: дальнейшее развитие сюжета.

Когда сюжет стал близок ребенку и зайчик или мишка стали его любимыми друзьями, то в занятие добавляется проигрывание игр с любимым героем (театрализация, подвижные, познавательные, дидактические игры).

6 этап: перенос полученных знаний в другие ситуации.

Проигрывание сюжетов с любимыми героями в игровой деятельности, в лепке, конструировании.

Список используемой литературы

Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [текст] / М. В. Киселева. – Речь, 2007. – 336 с.

Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [текст] / М. В. Киселева. – СПб. : Речь, 2007. – 160 с.

Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие [текст] / С. Г. Рыбакова. – СПб. : Речь, 2007. - 144 с.

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [текст] / Е. А. Янушко. – М. : Теревинф, 2004. – 136 с.

Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З. П. Антонова, У. В. Косарёва, Н. Н. Матвеева; Под ред. Е. Я. Когана, В. А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 295 с.

Цветочный мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [текст] / Л. Д. Мардер – М. : Генезис, 2007. – 143 с.

Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии [текст] / Л. Д. Лебедева, Ю. В. Никонорова, Н. А. Тараканова. – СПб. : Речь, 2006. – 336 с.

Словарь терминов:

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Приложение 1.

1 этап: налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности

Занятие «Волшебные краски»

Занятие направлено на привлечение ребенка к арт-терапевтическим занятиям, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.

Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

И превращаемся в волшебников.

Упражнение 1. «Цветная вода»

Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку и обмакнем в желтую краску, вот так (Психолог берет кисточку и кладет в руку ребенка, показывая как необходимо кисточку обмакивать в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться желтой. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!».

Совместно с ребёнком выполняем такое действие с каждой из трёх стаканчиков с водой.

Упражнение 2. «Слияние цветов»

Ход упражнения: А теперь давай сливать краски и получать новые цвета. Мы берем кисточку и обмакиваем в желтый цвет. Затем на листе бумаге делаем линию. После этого берем красную краску и цвета, как по волшебству начинают сливаться.

Можно подуть на сливающиеся краски, и они становятся как живые и передвигаются. Так мы получаем оранжевый цвет.

В данном упражнении предпочтение в цвете можно отдать ребёнку (как видно на фото, ребенок на протяжении занятия предпочитает чёрный цвет).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили играть!

Приложение 2.

2 этап: рисование «по заказу» ребенка

Занятия данного этапа направлены на закрепление интереса к арт-терапевтическим занятиям, отражение с помощью красок испытываемых, подавленных чувств, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики.

Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

Упражнение 1. «Цветная вода»

Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку в правую руку. Посмотри на краски, какая больше всего тебе нравиться? Обмакнем в эту краску кисточку. (Психолог помогает ребенку обмакивать кисточку в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться того цвета, который выбрал ребёнок. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!». Совместно с ребёнком психолог выполняет данное действие с каждой из трёх стаканчиков с водой, при этом цвета выбирает ребенок сам (пусть даже они повторяются).

Упражнение 2. «Самостоятельное рисование»

Ребё нок по желанию выбирает:

Чем он будет рисовать - кисточка, губка, пальчиками, рукой.

На чём ему рисовать - на бумаге, или на теле (руки, возможно и сочетание, т. е. ребёнок сначала рисует на бумаге, а затем проявляет желание рисовать на руках.

Ребенок выбирает краски, которые ему нравятся, и начинает творить. Рисунки, которые рисуют дети, могут быть как тематические, так абстрактные.

В процессе самостоятельного рисования ребёнка, психолог спрашивает названия цветов, которые он использует, задаёт ему вопросы по рисунку.

В процессе рисования у ребё нка с ограниченными возможностями здоровья могут возникать различные желания: растирать руками рисунок, разорвать его, как руками, так и зубами, мыть руки в стаканчиках, с огромной силой стучать по бумаге, делая отпечатки своих рук и т. п. Если наблюдается у ребенка сильное эмоциональное напряжение, то на арт-терапевтических занятиях, психолог предлагает ребёнку побить грушу в боксерских перчатках, покричать в трубочку и т. п. для отреагирования сильных негативных чувств.

Упражнение 3. «Цветная полянка»

В заключение занятия, психолог предлагает ребенку нарисовать зеленую травку и на ней цветы.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили играть!

Приложение 3.

3 этап: введение новых элементов, на основе знаний ребенка

Занятие «Разноцветные круги»

Занятие направлено на выявление актуального эмоционального состояния ребенка, проработку подавленных чувств, снятию эмоционального напряжения, развитию тонкой моторики, повторение геометрических фигур (круга, развитие мышления (сравнение).

Необходимые материалы для занятия: 3 пластмассовых стаканчика с водой, краски, кисточка, альбомный лист, геометрические фигуры разных размеров кругов, белочка, волшебный мешочек.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

И превращаемся в волшебников.

Упражнение 1. «Цветная вода»

Ход упражнения: «Мы возьмем волшебную кисточку в правую руку. Посмотри на краски, какая больше всего тебе нравиться? Обмакнем в эту краску кисточку. (Психолог помогает ребенку обмакивать кисточку в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться того цвета, который выбрал ребёнок. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!». Совместно с ребёнком психолог выполняет данное действие с каждой из трёх стаканчиков с водой при этом цвета выбирает ребенок сам (пусть даже они повторяются).

Упражнение 2. «Слияние цветов»

Ход упражнения: А теперь давай сливать краски и получать новые цвета. Мы берем кисточку и обмакиваем в цвет, который нравиться ребенку. Затем на листе бумаге делаем линию. После этого берем другую краску и цвета, как по волшебству начинают сливаться.

Можно подуть на сливающиеся краски, и они становятся как живые и передвигаются. Так мы получаем разные цвета.

Упражнение 3. «Разноцветные фигуры»

Ход упражнения: «К нам в гости пришла белочка, но не с пустыми руками, она принесла нам волшебный мешочек. Давай посмотрим, что там. Ребенок опускает руку в мешочек и достает круги разного размера и цвета. Посмотри, какие фигуры принесла нам белочка? (ребенок отвечает) Какого они цвета? (ребенок отвечает). Давай посмотрим, может в мешочке ещё что-нибудь есть? Ой, да тут еще раскраска с кругами! Давай раскрасим круги. Какой цвет тебе нравиться? Сейчас мы возьмем волшебную кисточку, и обмакнем в краску. По контуру наносим краску. Смотри, как интересно получается! Как красиво! Ты сегодня молодец, очень старался, раскрасил белочке все круги и за это она угощает тебя орешками»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили играть!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 20:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов артпедагогики и арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Гусарова Валентина Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД