анна лалетина
Использование упражнений по психогимнастике М. И. Чистяковой на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастика - это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.
Основные достоинства психогимнастики:
• игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
• сохранение эмоционального благополучия детей;
• опора на воображение;
• возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
Публикация «Использование упражнений по психогимнастике М, И, Чистяковой на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
• опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
• создание возможности для самовыражения;
• развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Задачи психогимнастики
Если говорить обобщенно, то психогимнастика для малышей позволяет решать следующие задачи:
• дети приобретают навыки ауторелаксации;
• обучаются технике выразительных движений;
• тренируют психомоторные функции;
• воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
• корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
• избавляются от эмоционального напряжения;
• учатся распознавать эмоции и управлять ними.
Психогимнастика помогает детям:
-адаптироваться в коллективе,
-заводить знакомства и дружить;
-разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
-научиться демонстрировать и понимать эмоции;
-избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
-развить воображение и творческое мышление;
-научиться контролировать свои движения.
Подборка игр и упражнений:
Повтори за мной (для детей 6-7 лет)
Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
Запомни движения (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Кто что делал? (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
Художник (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
Разведчики
Цель игры. Развивать наблюдательность.
1-й вариант (для детей 6-7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.
2-й вариант (для детей 6-7 лет). Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.
Флажок (для детей 4-5 лет)
Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Поссорились два петушка
(для детей 5-6 лет)
Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу и, подпрыгивая, пытаются ударить друг друга резкими движениями плеч вперед.
Дракон кусает свой хвост (для детей 5-6 лет)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста.
Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона назначается другой ребенок.
Скучно, скучно так сидеть (для детей 5-6 лет)
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Сова (для детей 4-5 лет)
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается.
Белые медведи (для детей 6-7 лет)
Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех играющих, игра кончается.
Самый ловкий наездник (для детей 5-6 лет)
По залу расставляются в случайном порядке стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать по залу, подражая движениям лошади. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки
(Р. Шуман. «Смелый наездник») дети должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке. Оставшийся без стула выходит из игры.
Слушай команду! (для детей 5-6 лет)
Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.
Это я! Это мое! (для детей 4-5 лет)
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего, «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п. Мальчик отвечает жестом.
Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!»
Заколдованный ребенок (для детей 5-6 лет)
Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.
Что там происходит? (для детей 5-6 лет)
Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.
Сколько звуков (для детей 5-6 лет)
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.
Вот он какой! (для детей 5-6 лет)
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий