Дарья Шманина
Опыт работы «Использование традиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование традиционных игр в
образовательно-воспитательном
процессе детского сада (из опыта работы воспитателя)
Игра – великое изобретение человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а может быть, даже и большее значение. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.
Публикация «Опыт работы „Использование традиционных игр в образовательно-воспитательном процессе детского сада“» размещена в разделах
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Выделяются три класса игр: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры; игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и т. д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Для реализации всех общих условий, простимулировать этот процесс могут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это необходимо для общего развития. Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т. д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. Уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Опыт использования достижений народной педагогической практики в современной семье, в образовательных учреждениях показывает, что активное освоение традиционной культуры поможет нашим детям лучше осознать и сохранить собственную индивидуальность. Ребенок, который прикоснулся к народной игровой культуре, будет уметь полноценно, с достоинством играть в семье, общественной и трудовой деятельности любую роль, которую предоставят ему жизненные обстоятельства, в том числе, и не «престижную». Результат такой жизненной позиции – гармоничное, спокойное отношение к жизни, ее трудностям, стремление жить так, чтобы твое счастье зависело не от «удачи» или «неудачи», а от умения строить свою деятельность на основе осознания целого и важности твоей роли в этом целом, какова бы она ни была.
Разыгрывание с куклами в руках традиционных юмористических диалогов, поможет привнести в воспитательный процесс элементы театра. Шутливые сценки, передававшиеся в семьях из поколения в поколение, воспитывают в детях чувство юмора, прививают им вкус к критическому взгляду на жизненные ситуации, развивают их актерские способности. Типажи, которые действуют в таких коротких сценках, очень колоритны и дают возможность исполнителям передать голосом характер персонажа и комизм ситуации.
Среди этих персонажей мы найдем ленивого Тита, самоуверенного мужика, который «медведя поймал», медленно соображающего Федула, глухую «куму» и других смешных героев народного юмора. Разыгрывая такие диалоги – анекдоты с куклами в руках малыши раскрепощаются, лучше чувствуют комизм ситуации и ярко передают его в своей роли.
Кума, аль ты глуха?
- Здорово, кума!
- А? На рынке была. (приставив руку к уху)
- Кума, аль ты глуха?
- Купила курицу да петуха.
- Прощай, кума!
- Пять алтын дала.
Если выразительно рассказывать этот смешной диалог, то ребенок обязательно поймет, что именно здесь смешно: каждый о своем – «поговорили».
Наиболее сложной, но вместе с тем и интересной формой использования простейших тряпичных кукол является разыгрывание с ними традиционных сказок. Такая игра уже требует минимального реквизита, музыкального оформления ( в то числе с помощью свистулек и шумовых инструментов: погремушек, трещоток, разучивания с детьми песенок и диалогов. Однако труд, затраченный на подготовку такого спектакля, с лихвой окупится его творческим результатом, при обязательном условии активного участия в нем в качестве исполнителей самих детей.
В связи с этим сказки являются наиболее благодатным материалом для разыгрывания их с детьми. Представление с куклами в руках играется на обычном столе, где выкладываются «декорации» из лоскутков ткани и небольших предметов.
Во многих сказках действуют животные, которых иллюстраторы детских сказок, традиционно изображают в русских народных костюмах, подчеркивая в сказочных персонажах – животных их сходство с типажами – людьми. При создании сказочного спектакля можно воспользоваться тем же приемом, делая куклам-животным (можно использовать мягкие игрушки) костюмы из лоскутков, приемом завязывания их на фигуре персонажа, без сшивания, с соблюдением традиционных пропорций и цветовой гаммы. Создание костюма без сшивания его деталей даст возможность самым маленьким детям пережить радость рождения образа сказочного персонажа в собственных руках.
Еще один вид великолепных упражнений для ума – это традиционные загадки. Они хорошо развивают ум и воображение. Опыт показывает, что в педагогической практике загадку можно использовать не только по ее прямому назначению. Ребенок сам часто не может догадаться о явлениях и вещах, пока еще ему мало известных. Но если объяснить ему текст загадки с целью обратить внимание малыша на связь явлений и вещей, помочь «заглянуть в корень», то отгадка откроется ребенку не логическим путем, а через переживание художественного образа. И даже тогда, когда у ребенка уже появится охота отгадывать и решать трудные задачи, педагог может помочь ему намеком, объяснением хода мысли в загадке. Тогда игра в загадки станет для детей огромной радостью.
Использование достижений народной педагогики в повседневной работе с детьми приносит пользу лишь тогда, когда воспитатель терпеливо передает детям практические навыки игры, пения, простейших приемов рукоделия. Дети не должны быть пассивными наблюдателями того, что показывают им взрослые, а активно включаться в творческий процесс, становясь полноценными наследниками традиционной народной культуры.
Литература
1. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Ива-нищенко; под общей ред. Е. И. Якубовской – СПб. : СПбАППО, 2008. – 276 с.