Титова Наталья Анатольевна
Опыт работы детского сада с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена для дошкольного образовательного учреждения работа с родителями считалась важным компонентом системы воспитания.
Вот и сегодня ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Стратегию развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года и Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» педагоги уделяют работе с родителями еще больше внимания.
Публикация «Опыт работы детского сада с родителями» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Всем известно, что символом семьи является цветок ромашка, белоснежные лепестки которого радуют всех в теплые летние деньки. Существует легенда об этом удивительном цветке, связанная с верностью возлюбленной, которая назвала эти цветки в честь своего любимого Романа. С тех пор люди и называют их ромашками.
Мероприятия с родителями, посвященные международному «Дню семьи» проведены воспитателями МБДОУ ДС № 16 «Тополёк». А качественному проведению мероприятий способствовала большая предварительная работа с семьями воспитанников.
Первыми провели значимое для воспитания семейных ценностей мероприятие воспитатели: подготовительной группы «Теремок» Митрофанова Е. С. и старшей группы «Капельки» Тарасова О. А. Педагоги разработали сценарий соревнований «Весёлые старты», определили среди родителей участников и болельщиков, разучили с детьми и родителями частушки и речёвки.
В музыкальном зале собрались родители и дети старшей и подготовительной группы. Поприветствовав друг друга задорными девизами - речёвками команды «Жуки» (Федоров Роман Анатольевич с сыном Андреем, Митрофанов Иван Николаевич с сыном Степаном, Турешева Юлия Алексеевна с дочерью Варварой, Куховар Яна Алексеевна с сыном Ильёй, Мешкова Ксения Дмитриевна с дочерье Екатериной) и «Светлячки» (приступили к испытаниям.
Ответы участников на «Хитрые вопросы» первого задания показали, что и дети, и взрослые внимательные и находчивые. Для болельщиков, ведущие так же приготовили «весёлые задачки», с которыми зрители легко справились.
Для воодушевления и поднятия духа соревнований во время музыкальной паузы по четыре представителя от каждой команды, пропели частушки. После чего болельщики прокричали задорные речёвки, поддерживая команды.
В эстафете «Нам нужна разминка» участвовали и взрослые и дети, по сигналу проползали по тоннелю и прыгали на двух ногах с продвижением вперёд между кеглей, возвращались бегом, сначала взрослый, потом ребёнок. Испытание требовала и от родителя и от ребёнка внимания, развитых физических качеств, быстроты и ловкости.
В следующем испытании «Черепаха» первыми задание выполняли родители, разбившись на пары. Каждая пара родителей быстро проползала на четвереньках вокруг кольцеброса, вернувшись к команде, передавала, лежавший на спине мат следующей команде, после родителей задание так же быстро и ловко выполняли дети.
После первых 3х эстафет лидировали «Жучки» с явным отрывом в 2 очка, но немного устав уступили первенство в следующих 2х испытаниях «Светлячкам»
В эстафете «Прогулка с мячом» ребёнку надо было провести мяч руками между кеглей, вернувшись бегом к команде ребёнок передавал мяч родителю, который зажав мяч между коленями продвигался вперёд, прыгая на двух ногах.
В ходе музыкальной паузы дети и родители болельщики выполняли зарядку под весёлую музыку «Эй, лежебоки, вставайте!»
В эстафете «Донеси, не урони!» было нелегко донести в ложке воздушный шарик при этом, не потеряв его, и не придерживая другой рукой.
Чтобы не упустить драгоценные секунды, почти на бегу впрыгивали в мешки, физически подготовленные папы команды «Жуки», что вызывало восторг у детей и удивление компетентного жюри.
Особенно захватывало дух у сидящих в зале от выполнения последнего испытания участниками команд. «Дружный паровозик» становился всё длиннее от берущихся на бегу за руки участников.
Финальным аккордом соревнований стала песня о спорте, заранее разученная с детьми музыкальным руководителем Л. Ф. Пожидаевой. Хочется отметить, что и родители исполняющие песню вместе с детьми, успевали четко петь слова в быстром темпе песни «Папа нет, а мама да!»
Подводя итоги, председатель жюри - заведующая детским садом Г. К. Матусевич отметила, что самое важное для детей это то, что они провели вместе с родителями час в совместном физкультурном мероприятии, где активно отдыхая, переживали за успехи и неудачи своих близких и друзей, соблюдая правила, точно выполняли задания, соперничали с командой.
В группах состоялось чаепитие, где родители и дети пили чай с пирогом, который испекли работники кухни.
Фото 1.
Приоткрыло дверь в прекрасный мир любимых сказок мероприятие «Калейдоскоп любимых сказок», которое провели воспитатели Терехова Е. В., Пустынцева Е. В., с детьми средней группы «Солнышко» и Миронова Л. Р., Кайдалова О. В. с детьми младшей группы «Котята».
Предварительно педагоги много читали детям, а по их просьбе родители дома такие художественные произведения как русские народные сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (в обр. А. Н. Толстого) и детскую литературу В. Д. Габе «Моя семья», Е. Благинина «Посидим в тишине», которая учила малышей прощению и состраданию, вере в себя, давала представление о добре и зле, семьейных ценностях. Чтобы подготовить поделку к выставке, родители вместе перечитывали сказки, вспоминали их содержание, вместе с ребёнком продумывали, из чего лучше сделать поделку, совместно подбирали материал, совместно «трудились» над её изготовлением, а совместная творческая работа всегда объединяет, что ценно для семейного воспитания. Участие в выставке семейных работ «Моя дружная семья», приняли семьи:
из группы «Котята» : Будариной Виктории, Павловой Виктории, Ульяновой Александры, Ефремовой Алисы, Жевтоног Егора, Кузнецовой Изольды, Новоструевой Миланы, Загузова Алексея, Галкиной Елизоветы, Фарахутдинова Эрика.
из группы «Солнышко», семьи: Емельяновой Софьи, Съянова Даниила, Юрова Евгения, Волковой Анастасии, Забродина Влада, Алексеевой Веры, Загибаловой Крестины, Андрикевич Ильи, Овсянниковых Софьи и Саши, Дерова Романа, Олейник Кирилла, Незванова Семёна, Резикова Дмитрия, Тягушевой Олеси, Панкратова Коли, Смирновой Лады, Наумова Алексея.
На мероприятии «Калейдоскоп любимых сказок» дети все вместе танцевали танец «Дружба», читали стихотворные строки о том, что сказка всех отучит злиться и научит веселится.
Дети в шапочках по названию команд, вошли в зал и воспитатель Елена Васильевна Терехова, представила участников «Репка» :
А воспитатель Миронова Лилия Ридвановна представила участников команды Теремок» :
Команды поприветствовали друг друга, и началась игра Разминка «Добовлялки», дети должны были закончить фразу начатую ведущим. Во втором задании «Конкурс телеграмм и объявлений» дети называли героя сказки, и вспоминали литературное произведение по тексту телеграммы, которое зачитывали ведущие, если дети отвечали правильно, то на экране появлялась изображение сказочного героя.
После подведения предварительных итогов жюри, ведущие провели физминутку «Мы шагаем в сказку»,
В следующем задании «Сказочные заморочки из чудесного мешочка» командам предлагалось по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Дети угадали по самовару и фонарику «Муху цокотуху», по корзинке с пирожками «Красную шапочку», по полотенцу, мылу и мочалке «Мойдадыра» и т. д.
А пока юные артисты готовились к спектаклю «Пожар в лесу», воспитатель Л. Р. Миронова провела игру по соблюдению правил безопасности с болельщиками: родителями и детьми.
В театрализованном представлении «Пожар в лесу» участвовали 6 детей из средней группы и 3 ребёнка из младшей группы, Играя роли козлят (, сороки, зайца) и белки, старого пожарника волка) дети показали выразительность и эмоциональность речи своих детей в различных ролях, педагоги показали родителям, чему дети научились за год, что так же важно для благополучного семейного воспитания. Финальные слова сказки «Мы беречь свой лес должны, нам пожары не нужны!» стали итогом мероприятия по безопасности.
Повышению компетентности родителей в вопросах раннего развития и воспитания детей способствовало мероприятие «Развиваемся с пелёнок дома и в детском саду». Мероприятие прошло в рамках организованной службы ранней помощи детям от 0 до 3х лет. Оказывая консультативную помощь родителям, наши педагоги обращают внимание на своевременное выявление трудностей в развитии детей. Подготовили и провели семинар опытные педагоги и специалисты нашего детского сада.
Шинякова Т. В., учитель – логопед высшей квалификационной категории проконсультировала родителей о причинах возникновения проблем речевого развития детей. Обозначила проблемы, из – за которых речь детей развивается не в соответствии с возрастом, а гораздо позже. Указала на причины возникновения трудностей в дальнейшем развитии общего словаря детей, усвоении фонем родного языка. В живой беседе с родителями подчеркнула вред от чрезмерного использования планшетов и телефонов. Пожелала родителям внимательно относиться к формированию речи ребёнка. Рекомендовала больше наблюдать за изменениями в природе, беседовать со своим малышом, а при возникновении вопросов и трудностей обращаться за консультативной помощью к опытным учителям - логопедам.
Титова Н. А., старший воспитатель высшей квалификационной категории рассказала родителям о важности своевременного моторного развития ребёнка, напомнила родителям во сколько их малыш должен был сесть, поползти, научиться самостоятельно стоять, ходить. Подробно остановилась на необходимости эмоционального, коммуникативного общения со взрослым в развитии малыша на каждом возрастном этапе, особенно до года. Показала родителям в презентации нормы возрастного развития детей до поступления в детский сад и после. Подробно остановилась на важности создания развивающей среды дома, особенностях раннего чтения – слушания художественных произведений, детских стихов, необходимости приобретения сенсорных, развивающих игрушек, сначала совместной со взрослым, о потом и самостоятельной игры.
Воспитатель Асташова Е. В. представила презентацию с комментариями о том, чему научились дети за год по разделам основной образовательной программы. Показала все виды деятельности и применяемые технологии в фотографиях, Родители увидели своих детей в различной деятельности в разнообразных режимных моментах: на зарядке, во время умывания, во время приёма пищи, в непосредственно образовательной деятельности при развитии движений, сенсорных умений, речи, действий с предметами, в свободной игровой и музыкально - ритмической деятельности.
Воспитатель Васильева Т. А. показала и рассказала родителям о созданной в группе развивающей среде, способствующей раннему развитию детей, Из слайдов презентации родители увидели, что в 3 года дети активно бегают, подпрыгивают на двух ногах, ходят по скамейке, ребристой доске, подлезают под дугу, умеют кидать в заданном направлении и догонять мяч, прыгать и перепрыгивать веревочку, двигаться ритмично под музыку. В сенсорном развитии: научились нанизывать бусины на нитку, собирать элементы мозаики, внимательно слушать и пытаться обыгрывать за столом фрагменты простейших сюжетов народных сказок, стали хорошо играть рядом в простейшие сюжеты «Напои куклу чаем» «Положи куклу спать» «Кукла заболела» и т. д. Детям очень нравиться рисование пальчиком, красками и на песке, крупе, лепить. Родителям было рекомендовано и дома развивать детей, больше гулять, читать, играть.
Реализуя проект «Моя семья», воспитатели Миронова Л. Р. и Кайдалова О. В использовали лепбук «Семья», изготовленный мамой Загузова Алексея, Александрой Евгеньевной. Работа с детьми с использованием лепбука помогла сформировать у детей такие ценности как любить, заботится, оберегать, поддерживать, помогать, сочувствовать, защищать, доверять. Формирование представлений о семейных ценностях для маленьких детей начинается с запоминания имён близких людей, двухлетний ребёнок (а трёхлетний тем более) запоминает как зовут его близких, и может ответить на вопрос, если его об этом спросят. Знания о том, чем занимаются их близкие, о профессиях родных, о том, что ребёнок часть данной семьи, которая носит такую же фамилию как и он, что он Ребёнок любим папой и мамой, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой, что именно в заботе и в уважении в доверии проявляется любовь близких, самая важная семейная ценность.
Полученный в различных формах образовательной деятельности личный опыт ребёнка и опыт общения в семье дети с помощью педагогов переносят в сюжетно – ролевые игры «Дом», «Семья», а после бесед о профессиях родителей, дети играли в «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителя», «Спасателя», «Полицейского» и т. д., педагоги помогали детям развить игровые сюжеты и игровые диалоги.
С детьми и родителями средней группы в непосредственно образовательной деятельности «Я малыш, но я здесь главный» воспитатели Терехова Е. В., Пустынцева Е. В. создали условия для формирования понятия семья. Способствовали становлению представления о том, что у каждого члена семьи есть свая ответственность за одно, или два домашних дела, которое доверили ребёнку родители и проверяют его выполнение. Каждый вечер дома перед сном ребёнок убирает за собой игрушки, уносит в раковину кружку и чашку, или вытирает со стола, или поливает цветы, ежедневное выполнение одного и того же дела формирует чувство ответственности ребёнка пятого года жизни.
Дети смотрели, а после беседы самостоятельно обыгрывали кукольный театр «Капризуля», что способствовало формированию правил поведения в семье, и общественных местах, вежливому и уважительное отношение к членам семьи, взрослым и т. д. «Мамин день», способствовала воспитанию любви и уважения к самому близкому и родному человеку маме и т. д. НОД «Помощники для мамы» помогло формированию у детей навыков оказания помощи в семье, проявления уважения к труду взрослых.
Педагоги в группе, в утренние и вечерние часы читали детям художественную литературу по возрасту: «Гуси – лебеди», «Непослушный котёнок», «Три медведя», «Кот и лиса», «Колосок», «О ленивом зайчонке», заучивали стихотворение «Помощница», и беседовали о соблюдении правил поведения в семье, о взаимопомощи, выручке, послушании. Проводили консультации с родителями : «Воскресные игры с детьми, или чем занимать ребёнка дома», «Читаем дома», «Книги с мамой и папой», «Семья это важно», «Я и моя семья», «Вред и польза компьютера» и др.