татьяна гречнева
Виды музыкальных игр, их использование в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
“Виды музыкальных игр, их использование в образовательном процессе детского сада
”
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми.
Темочки:
Игра-любимое занятие дошкольников. Поэтому именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. Игра представляет собой воспитательно-образовательную работу, которая позволяет дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности. В разных источниках научно-методической литературы, рассматривающих средства развития музыкальных способностей детей, определено, что музыкальная игра является активным средством образования и воспитания дошкольника. “. Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно, особенно если ей ребенок начинает заниматься рано. Имеет смысл всех детей учить музыке не для приличия, а потому что это очень сильное воздействие на мозг”— из лекции Татьяны Черниговской «Искусство и мозг»
Музыкально-игровая деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания музыкального искусства, с помощью которых осуществляется общее и музыкальное развитие. Каждый вид музыкально-игровой деятельности, имея свои особенности, оказывает специфическое влияние на образовательный процесс дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, пение, слушание. Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Элементарное музицирование формирует чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Пение развивает эмоциональную отзывчивость к музыке, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления эстетические и нравственные представления детей; активизирует их умственные способности. Основной вид музыкальной деятельности — слушание является одним из наиболее развивающих и, в то же время, сложных для детей. На его основе строится большая часть музыкальных игр. В сравнении с другими видами музыкальной деятельности, в процессе слушания дети приобретают самый большой объём музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её; у них развивается музыкальное восприятие, мышление. Музыкальные игры содержат в себе разные виды музыкальной деятельности.
Кроме того, они многообразны по содержанию, характеру, организации. В педагогике много авторов делали попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей. Дать точную классификацию игр оказалось затруднительным. Так, например, Комиссарова классифицирует игры по восприятию четырёх важных свойств музыкальных звуков: высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки. Кроме того, широко используется классификация музыкально-дидактических игр Н. А. Ветлугиной: настольные, хороводные, подвижные.
В некоторых случаях подбор игр возможен с учетом индивидуальных способностей и особенностей. Так, игры можно разделять в соответствии с темпераментом и гендером ребёнка.
Музыкальные игры могут быть включены во все виды образовательной деятельности, потому что каждая из них соответствует содержанию образовательных областей: социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, речевой, познавательной. Поэтому основная задача музыкального руководителя — это изучение, подбор различных видов игр для использования не только на музыкальных занятиях, но и в режимных моментах (на прогулке; перед сном, в качестве релаксации; в творческой и самостоятельной деятельности детей). А для этого педагогу необходимы фантазия, эмоциональный настрой и умение прислушиваться к детям.
Гречнева Татьяна