Получи документы

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада»

Бахвалова Екатерина Ивановна
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Источниками права по обеспечению охраны и укрепления здоровья детей на территории Российской Федерации являются: ратифицированные Российской Федерацией международные нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов федерации, ведомственные нормативно-правовые документы, постановления глав администрации и местного самоуправления, а также внутренняя документация учреждений.

Публикация «Консультация „Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада“» размещена в разделах

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ (ред. от 26.07.2019г.) «Об образовании в РФ» является основополагающим документом, определяющим политику государства в области образования. В п. 3 ст. 3 провозглашает «приоритет. здоровья человека». В п. 6 ст. 28 говорится о том, что образовательная организация обязана …создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. П. 7 ст. 28 говорит о том, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке…за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Ст. 41 п. 1п. п. 8 обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

17 октября 2013 г. был подписан Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Одной из задач, которого является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (п. 1.6 ФГОС ДО). "Физическое развитие включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами ". (п. 2.6 ФГОС ДО).

Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера. Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе. В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах. В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды адаптации к учебной деятельности).

И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности и формированию осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Попробуем разобраться в понятиях. Что же такое здоровье?

Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.

Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В. А. -канд. пед. наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это:

• условия обучения и воспитания ребенка (отсутствие стресса, адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

О. В. Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.)

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

Использование таких технологий решает целый ряд задач:

• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

• проведение профилактической оздоровительной работы;

• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

• мотивация детей на здоровый образ жизни;

• формирование полезных привычек;

• формирование валеологических навыков;

• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

• медико-профилактические;

• физкультурно-оздоровительные;

• здоровьесберегающие образовательные технологии;

• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

• валеологического просвещения родителей.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

• мониторинг здоровья дошкольников,

• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

• технологии профилактики заболеваний,

• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья,

• организация рационального питания,

• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты,

• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

• занятия по физической культуре;

• закаливающие процедуры;

• организация рационального двигательного режима;

• спортивны праздники;

• подвижные игры, спортивные развлечения и досуги;

• недели здоровья;

• соревнования;

• прогулки-походы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры дошкольников, формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и охранять его.

Занятия, игровые ситуации и беседы:

• о необходимости соблюдения режима дня;

• о важности гигиенической и двигательной культуры;

• о здоровье и средствах его укрепления;

• о функционировании организма и правилах заботы о нем;

• о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

• подбор и расстановка кадров с учётом их деловых качеств и опыта;

• учет требований к профессиональной подготовке педагогов, совершенствование педагогического мастерства: семинары-практикумы, конкурсы-смотры, педсоветы, консультации, методические рекомендации, открытые показы

[b]Технологии валеологического просвещения родителей[/b] - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

• Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе;

• Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

• Памятки, буклеты, папки-передвижки;

• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Существует еще одна классификация здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. Технологии обучения здоровому образу жизни;

3. Коррекционные технологии.

К ТЕХНОЛОГИЯМ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ относятся:

Ритмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.

Цель ритмопластики:

• восполнение «двигательного дефицита»;

• развитие двигательной сферы детей;

• укрепление мышечного корсета;

• совершенствование познавательных процессов;

• формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Физкультминутки являются наиболее простым и распространенным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

• смене вида деятельности;

• предупреждении утомляемости;

• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

• активизации кровообращения;

• активизации мышления;

• повышении интереса детей к ходу занятия;

• создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

• осязательных ощущений;

• координации движений пальцев и рук;

• творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

• массаж;

• действия с предметами или материалами;

• пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

• снятия напряжения;

• предупреждения утомления;

• тренировки глазных мышц;

• укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Дыхательная гимнастика представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

• улучшить работу внутренних органов;

• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

• тренировать дыхательный аппарата;

• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

• повысить защитные механизмы организма;

• восстановить душевное равновесие, успокоиться;

• развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Бодрящая гимнастика – это комплекс мероприятий (упражнений, облегчающих переход от сна к бодрствованию. Проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЮ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ:

Физкультурные занятия – это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.

Утренняя гимнастика- это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. Проводится ежедневно 8-10 минут.

Проблемно-игровые и коммуникативные игры (игротренинги и игротерапия) В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

• проявить эмоции, переживания, фантазию;

• самовыразиться;

• снять психоэмоциональное напряжение;

• избавиться от страхов;

• стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Познавательные занятия и индивидуальная работа из серии «Азбука здоровья» проводится по следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза-орган зрения» и т. д.

Самомассаж - это массаж выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.

Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия - хождение по ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)

Активный отдых предусматривает использование двигательных навыков и умений, которыми дети уже прочно овладели.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти).

Логоритмические упражнения - это коррекция речи и движения, проводятся как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях.

Сказкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Цветотерапия это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Такие игры как: «Дорожка здоровья», «Сухой дождь» - атласные ленточки семи цветов, «Цветные островки» - индивидуальные коврики «тёплых» и «холодных» цветов.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:фитотерапию;музыкотерапию;витаминотерапию;песочную терапию.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Публикации по теме:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ «Использование современных информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» Цель:.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста. Смирнова Е. А., воспитатель.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. Вот почему укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного.

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников» Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии» Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии» 1. Логоритмика. Логоритмика направлена.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня» Воспитатель: Азарова Ольга Александровна Коломна1,городок 20.11.2017г «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в.

Презентация «Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного.

Опыт работы «Воспитание любви к родному краю в педагогическом процессе детского сада» Одна из задач нравственного воспитания ребенка — воспитание любви к Родине, к своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 19:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Бахвалова Екатерина Ивановна (УИ 1349632) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД