МААМ-картинки

Опыт работы «Воспитание любви к родному краю в педагогическом процессе детского сада»

Ирина Тихонова
Опыт работы «Воспитание любви к родному краю в педагогическом процессе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из задач нравственного воспитания ребенка — воспитание любви к Родине, к своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая для себя этот огромный и интересный мир.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту -это начало чувства любви к Родине. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Методика ознакомления с родным городом и воспитания любви к своему краю разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т. е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города, его людях, о крае, где мы живем.

Публикация «Опыт работы „Воспитание любви к родному краю в педагогическом процессе детского сада“» размещена в разделах

Воспитывая в детях любовь ко всему живому, необходимо, прежде всего, стараться пробудить интерес к растениям, зверям, птицам. Уголок природы дает возможность проводить систематические и длительные наблюдения и позволяет удовлетворить любознательность детей. В воспитании у детей интереса к комнатным растениям большую роль играют занятия: «Знакомство с комнатными растениями», «Бал цветов», дидактические игры «Что, где растет?», «Цветочный магазин», «Лесной доктор» и др.

С целью ознакомления детей с природой необходимо совершать экскурсии в лес, целевые прогулки, которые дают богатую почву для размышления, пробуждают в детях любознательность. В ходе экскурсий ребята наблюдают, как меняется природа в течение года: весна полна неожиданностей - она шумит вешними водами, шумит от птичьих голосов, появляется робкая зелень, играет нежными красками. Следом наступает лето, оживает природа. Чудесная и удивительная пора! Бездонное небо, оранжевое солнце, море света и тепла, разнообразие красок. Но вот кончается лето и подкрадывается осень, все вокруг покрывается золотым убранством, в лесу появляются грибы, созревает урожай. На прогулках, экскурсиях дети знакомятся с названиями ягод, грибов, цветов, деревьев, конкретизируются правила бережного отношения к природе. Дошкольники узнают, что не следует рвать много растений, трогать муравейники, разорять гнезда и т. д.

После экскурсий нами проводились занятия в игровой форме, такие как «Загадки старого Лесовичка», «Найди по описанию», «С чьей ветки детки?», «Что изменилось?» и др.

Такая работа способствует появлению у детей эмоционального контакта с природой. Не подавляя активности детей, педагог учит их замечать и определять словом прошедшие в природе изменения, помогает сравнивать явления, подбирать для них нужные слова, нацеливает детей на эмоциональную оценку окружающей среды, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными.

Воспитывая в детях любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о животном мире. С этой целью используются картины, иллюстрации, альбомы. Дети знают, какие птицы, животные водятся в наших лесах. Важно рассказать о назначении заповедников, которые находятся на территории нашей республики (заповедник имени П. Г. Смидовича, национальный парк «Смольный», об охране редких животных, которые занесены в Красную книгу Мордовии. На таких занятиях дети получают представление о том, почему и как люди берегут редких животных.

Дети с интересом слушают рассказы о животных, отгадывают загадки, читают стихи. Знакомство детей с родным городом, республикой начинается с краеведческих сведений. У них формируются следующие представления: мы живем в городе Саранске, который находится в Республике Мордовия; вокруг него располагаются леса, поля, через наш город везут разные грузы; Саранск — промышленный и культурный центр.

Затем детям даются первые представления об истории города - его происхождении, названии; о национальностях, проживающих на территории Мордовии, о героях, которые прославили Мордовию. Большое значение при этом имеют экспонаты краеведческого музея. Для закрепления полученных знаний проводятся занятия по рисованию на темы: «Улицы нашего города», «Мы в Мордовии живем». В группе желательно оформить фотовыставку «Я и мой город», провести литературно-музыкальный вечер «Родной мой край - Мордовия моя!», посиделки «Что мы знаем о родном городе».

Также целесообразно провести беседу о том, где и кем работают родители воспитанников. Детей знакомят с предприятиями города, с продукцией, которую выпускают наши заводы, узнают, что ее продают не только в нашем городе, но и за рубежом. Интересно проходят экскурсии по городу. Вместе с детьми мы бываем у Вечного огня на Советской площади, читаем надпись, высеченную на обелиске, узнаем, что Вечный огонь - это память о тех, кто не пожалел свои жизни и погиб за то, чтобы мы жили и трудились на благо нашей Родины. Дошкольники обращают внимание на обилие цветов, венков. Педагоги. Особенно многолюдно здесь бывает в день Победы - 9 Мая, когда встречаются ветераны войны и вспоминают былые героические дни, рассказывают молодежи о пережитом горе. Вместе с детьми исполняется ритуал возложения цветов у Вечного огня. Чтобы закрепить знания, полученные на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, мы обращаемся к книге, произведениям местных авторов, выставляем альбомы с иллюстрациями, отражающими быт и культуру мордовского народа. Знакомя детей с мордовскими пословицами, загадками, поговорками, мы подводим их к пониманию того, что каждый народ имеет свой фольклор, который несет в себе народную мудрость, юмор, любовь к человеку, к отечеству. На занятиях и в свободной деятельности детям читаются мордовские сказки, которые раскрывают традиции народа, его устои -глубокую почтительность и уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Важным этапом в нашей работе было знакомство детей с прикладным искусством мордвы. В Мордовии исконно были распространены вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений. Мы познакомили детей с орнаментом вышивок и аппликаций, украшающих одежду, занавески, скатерти, полотенца. Орнамент очень разнообразен, в его основе лежат мотивы, связанные с животным и растительным миром, он в основном геометрический. На занятиях дети рассматривают росписи узоров, украшают одежду (панар, полотенце, варежки, скатерти и др.). Для рисования и аппликаций отбираются самые простые, доступные детям для воспроизведения орнаменты.

Поскольку Мордовский край издавна славится мастерами резчиками по дереву, педагоги рассказывают детям о том, что резьбой раньше украшали наличники окон, коньки крыш. А еще мастера вырезали из дерева красивые игрушки. В селе Подлесная Тавла есть школа, в которой школьники вырезают различные фигуры из дерева. Их работы выставлялись в Саранске, Таллине, Москве. Одновременно дети знакомятся с творчеством замечательного скульптора С. Д. Эрьзи. В Саранске построено специальное здание — музей, где находятся его скульптуры вместе с произведениями

народного художника Ф. В. Сычкова. У мордвы, как и у других народов, есть свои игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Мордовские народные игры самобытны и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений и хозяйственной деятельности предков современного мордовского народа, направлены на совершенствование физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка. В практике своей работы мы широко используем игры «Раю-раю», «Лапти», «Курочки» и др. В результате проведенной работы дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь, у них сложились представления о Беседы, экскурсии, занятия способствовали расширению и углублению знаний дошкольников о родном крае и его тружеников, воспитывали уважение к труду взрослых, способствовали воспитанию чувства гордости, любви к своему родному краю. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, на всю жизнь сохранят любовь к своему краю, своей Родине. Куда бы не забросила жизнь наших воспитанников, воспоминания о местах, где прошло их детство, будут согревать их сердца, помогут жить честно, достойно, красиво.

Публикации по теме:

Искусство как фактор воспитания любви к родному краю Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие.

Консультации «Воспитание любви к родному городу» Консультация для воспитателей «Воспитание у детей любви к родному краю». Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства?.

Презентация «Опыт работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной.

Опыт работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада» Пояснительная записка Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать.

Презентация «Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного.

Презентация «Воспитание любви к родному краю средствами физического воспитания» Сопровождение презентации «Воспитание любви к родному краю средствами физического воспитания». Слайд 2 Актуальность. Период дошкольного.

Собрание с родителями детей старшего дошкольного возраста «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье» Тема «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье» Задачи: 1) объединение усилий педагогов и родителей по приобщению.

Консультация «Воспитание любви к родному краю» Воспитание любви к родному краю. «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории" В. Васнецов Ребёнок должен знать.

Воспитание у дошкольников любви к родному краю Воспитание у дошкольников любви к родному краю Масалимова В. В. МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка», город Бирск Какая притягательная сила заключена.

Опыт работы детского сада с родителями Во все времена для дошкольного образовательного учреждения работа с родителями считалась важным компонентом системы воспитания. Вот и сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание любви к родному краю в педагогическом процессе детского сада»
Опубликовано: 30 августа 2019 в 20:07
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Воспитание любви к родному краю в педагогическом процессе детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тихонова (УИ 104030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД