Елена Гордиенко
Использование технологии В. В. Воскобовича в познавательном развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии В. В. Воскобовича в познавательном развитии детей раннего возраста
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного образования. Инновации в образовании и нацелили педагогов на поиск новых образовательных технологий.
Публикация «Использование технологии В, В, Воскобовича в познавательном развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области и стали такими технологиями, основанными на игровой деятельности.
Только игровая деятельность может осуществить всестороннее развитие детей, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и приобретается опыт общения со сверстниками, символическая функция сознания, дети познают правила поведения в обществе и постигают нравственные ценности. В условиях реализации ФГОС ДО развивающие игры стали очень востребованы, т. к. они являются главным звеном в обучении, развитии и воспитании каждого ребенка.
Ценность развивающих детских игр В. В. Воскобовича состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.
РИВ основаны на трех основных принципах: познание, интерес, творчество. Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича заключаются в развитии у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности; развитии наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества, формировании базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях, развитии мелкой моторики.
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цветом или формой, счетом и т. д.).
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета : красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.
Используя технологию «Фиолетовый лес» можно превратить обучение малышей в увлекательную и познавательную игру. Выполняя те или иные задания, малыши получают новые знания и тренируют основные навыки.
С помощью взрослого они располагают на основе фигурные элементы, воссоздавая сказочный лес. Модули на липучках легко присоединяются в любое удобное место, поэтому ребятам открывается широкий простор для творчества.
Несмотря на то, что дети маленькие, каждый день они могут трансформировать игровую площадку в зависимости от собственного настроения. Это дает самостоятельность ребенку, возможность для развития навыков самоконтроля, для индивидуализации процесса обучения.
Важно то, что ребенок всегда может исправить неточности на игровом панно при выполнении заданий, что создает дополнительную "ситуацию успеха".
Прогулки по Фиолетовому лесу можно проводить как для индивидуального обучения, так и для групповых развивающих занятий.
Пример: «Помоги ёжику собрать листочки»
Задачи:
-закрепление умения выделять признак большой и маленький;
-развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ёжики двух размеров.
Игровая ситуация:
В лесу наступила осень, листья на деревьях меняют свой цвет, некоторые опадают. Набежали тучи, пошел дождь.
Опали листочки со всех деревьев. Но вот снова вышло солнце. Обрадовались жители Леса. Птицы снова запели. Выбежали из своих домиков на полянку ёжики. Греются. И вдруг увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ёжики решили украсить листочками свои дома. Большой ёжик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они не как не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ёжику – большие листочки, маленькому - маленькие.
Вывод: Данная игра простор для творчества педагогов и детей, уникальный методический инструментарий. Дети получают эмоциональное удовольствие от выполненных задач. Ребенок быстро не утомляется, так как он самостоятельно выбирает темп игры, переключаясь с одного задания на другое. Малыши, с которыми систематически играют в развивающие игры, умеют быстро анализировать и сравнивать, хорошо ориентируются на плоскости, различают геометрические фигуры и цвета.
«Подарим гномам листочки»
Задачи: — развитие внимания памяти; — закрепление знания основных цветов; — развитие умения группировать по цвету.
Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.
Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.
Таким образом, внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя познавательную активность у детей дошкольного возраста.