Елена Малыгина
Сортировка предметов как средство сенсомоторного развития в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Сортировка предметов как средство сенсомоторного развития
в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Развитие моторики, сенсорное воспитание – обязательный пункт в работе с детьми, посещающими наш реабилитационный центр. Занятия с использованием игр и пособий типа «сортер» – большое подспорье в этой работе.
Публикация «Сортировка предметов как средство сенсомоторного развития в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2018
Сортеры обладают большим развивающим потенциалом, особенно в работе с детьми, имеющими заболевания центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Они помогают развивать умение сравнивать, анализировать, сортировать предметы, выстраивать связи со своими визуальными представлениями, тренировать мелкую моторику и координацию. Эта игра может увлечь и занять надолго даже совсем маленьких или отстающих в развитии деток. Это прекрасная тренировка усидчивости, концентрации, памяти.
Как доказывает опыт, сортер – удивительная развивающая игрушка! Она очень проста по идее, но в то же время имеет широкие вариативные возможности по исполнению и сложности задач.
В качестве основных материалов для изготовления были использованы различные емкости, в которых были сделаны отверстия, и наборы элементов для сортировки, различающиеся по цвету, размеру, форме. Но, в отличии, например, от готовых, магазинных вариантов игрушки, в наших пособиях предметы для сортировки довольно маленькие по размеру, что усложняет задачу и повышает развивающую ценность игры.
Для самых маленьких наших воспитанников были изготовлены сортеры с крупными элементами, различающимися только по цвету и с крупными отверстиями для сортировки. Например такие, как на фото
Для детей постарше изготовлено развивающее пособие для сортировки элементов не только по цвету, но и по размеру (от 5 мм до 5 см) и форме.
В качестве усложнения задания предусмотрена сортировка с помощью пинцета, что составляет значительную дополнительную трудность для наших деток, имеющих серьезные нарушения моторики и координации движений.
В качестве особого, усложненного варианта, создано пособие «Семена».
Это коробка, в которой вперемешку лежат семена различных растений (тыквы, подсолнечника, арбуза, дыни, орехов, фасоли и пр.). Вторая коробка разделена на несколько частей перегородками, на дне отделений приклеены картинки с изображением растений, чьи семена использованы в материале.
Ребенок ставит перед собой коробку и сортирует семена из общей смеси в соответствующие отделения. Каждое семечко перекладывается отдельно, тренируя тем самым мелкую моторику, координацию движений, усидчивость, память.
Для самых маленьких наших воспитанников это пособие является еще и обучающим. Впервые представляя этот материал ребенку, преподаватель узнает, знакомы ли ребенку растения, использованные в упражнении, знает ли он их названия, признаки, свойства и т. д. Преподаватель вместе с ребенком рассматривает семена и помогает определить, какому растению они принадлежат. У ребенка есть возможность ощупывать и рассматривать семена, назвать их цвет, форму, сравнивать семена по размеру, попробовать «взвесить» их на кончиках пальцев.
Внимание! Пособие используется ребенком только в присутствии педагога, поскольку содержит очень мелкие предметы!
Малыгина Елена Павловна,
педагог дополнительного образования Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти