Екатерина Пауль
Использование технологии музейной педагогики в рамках лексических тем в работе с группой старших дошкольников с ОВЗ (ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии музейной педагогики в рамках лексических тем в работе с группой старших дошкольников с ОВЗ (ТНР)
Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя, своего окружения, города, в котором он живет. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы: «Как возник наш город?», «Как жили люди в нашем городе?», «Какие музеи есть в нашем городе?», бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.
Публикация «Использование технологии музейной педагогики в рамках лексических тем в работе с группой старших дошкольников с ОВЗ (ТНР)» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес. И тут на помощь взрослым приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Цель музейной педагогики заключается в построении диалогического взаимодействия взрослых и воспитанников в среде музея, которая способствует развитию исследовательской, созидательной, познавательной деятельности у детей.
Посредством музейной педагогики ребенок приобщается к культурным ценностям. Предметно-пространственная среда музея может включать как произведения искусства, экзотические предметы, исторические реликвии, так и памятники природы. Приходя в музей, ребенок становится собеседником, полноправным партнером, участником диалога, который предлагает ему музей. В этом качестве музейная педагогика решает целый ряд задач:
развитие эстетических и творческих способностей, познавательной активности, привитие навыков исследовательской деятельности;
развивает коммуникативную культуру;
способствует расширению и систематизации знаний о культуре, искусстве, истории.
В работе с детьми, которые имеют тяжелые нарушения речи, музейная педагогика оказалась незаменимым помощником. Она помогает, как закреплять полученные в детском саду знания, так и знакомить детей с новым материалом в рамках лексических тем. Атмосфера музея помогает детям сосредоточиться на новом материале, а яркие экспонаты способствуют запоминанию.
Так, например, изучая такие темы как деревья и кустарники, комнатные растения, лес, сезонные изменения в природе мы ходили на экскурсию в ботанический сад. Дети изучили строение и условия жизни растений в оранжерее Ботанического сада. Научились сажать растения и изучили правила ухода за ними. Так же, посетив ботанический сад, наши дошкалята научились собирать настоящий гербарий, узнали много интересных и полезных сведений о растениях. Занятие, проведенное не в группе детского сада, а в Ботаническом саду развивает у детей любознательность, учит их любить природу родного края, бережно относиться к растениям.
Мы побывали и в Зоологическом музее. Этот музей больше других полюбился детям. Ведь Зоологический музей знакомит посетителей с многообразием животного мира в разных уголках планеты. А в его залах находится более 30 000 экспонатов. Знакомство с музеем мы начали с зала млекопитающих, в котором особый восторг у маленьких посетителей вызвали чучела крупных животных. Например, в коллекции, посвященной недавнему геологическому прошлому Земли, есть огромный мамонт. А в разделе морских животных - скелет двадцатисемиметрового синего кита. На тематических экскурсиях музея детям рассказали о природных зонах нашей страны и животных Ленинградской области, Африки, Австралии, Арктики и Антарктики. Дети узнали, как животные готовятся к зиме и весне, как животные заботятся о потомстве, как животные защищаются. Познакомились с животными морей и океанов и окунулись в удивительный мир насекомых.
Особо значимым для нас стал Этнографический музей. Многие современные дети не видели русской избы, не знакомы с бытом жителей деревни. Этнографический музей обладает особой атмосферой, помогает вернуться в прошлое и побывать в деревне, знакомой по старым народным сказкам. На экскурсии в игровой форме дети познакомились с семейной жизнью русского крестьянина, узнали, как дети готовились к взрослой жизни, в какие игры играли, как всей деревней отмечали праздники. Где как не в музее дети могут увидеть прялку и ткацкий станок, узнать, как стирали и гладили люди сто лет назад. Окунуться в атмосферу помогают народные игры, загадки, музыкальный фольклор. А после экскурсии дети своими руками сделали народную куклу, которая не даст им забыть о русской избе и деревенском быте.
Посещая музеи нашего города, мы знакомимся не только с экспонатами, но и с самим зданием музея. Узнаем историю зданий, запоминаем названия улиц, знакомимся с районами города. Каждый раз мы проводим мини-путешествие и узнаем достопримечательности нашего города.
В каждом ребенке мы хотим воспитать настоящего петербуржца, который знает, любит и гордится своим городом. Воспитать любознательных детей, которые готовы совершать открытия и преодолевать все трудности на своем пути.