Ирина Смирнова
Использование техники «мандал» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и воспитания личности ребенка в целом, моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры. Мы включаем игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей. Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и детей. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности и творческих способностей.
Публикация «Использование техники „мандал“ в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
Одной из таких инновационных игровых технологий является техника «мандал».
Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Мандалу можно встретить практически везде – солнце имеет форму мандалы, растения, которые развиваются благодаря солнечному свету, такие как, например, подсолнух, тоже напоминают мандалу.
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители, все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются со сложными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Ведь прежде,чем начать коммуникацию с внешним миром, нужно уметь понимать и вести диалог с собой, своими чувствами и желаниями.
Именно поэтому я решила познакомить педагогов и родителей детей с техникой «мандал».
В коррекционной и развивающей работе с детьми мандалы применяются в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения. Но кроме этого также мандалы помогают научиться познавать и понимать себя, что во многом улучшает взаимодействие педагога с ребенком. Работа с мандалами помогает в развитии мелкой моторики, тренируется усидчивость, аккуратность, чувство ритма, порядка и математического мышления, а также помогает гармонизировать внутреннее состояние и раскрывать свои творческие способности.
В данном процессе мы используем два варианта.
Первый вариант - раскрашивание готовых мандал (раскрасок, ребенку дается на выбор 10-15 готовых распечатанных на листах бумаги, из которых он самостоятельно выбирает, наиболее приемлемый для него вариант.
Другой же вариант – ребенок сам рисует или выкладывает какими-либо материалами мандалу, с самостоятельно придуманным узором.
В обоих случаях есть некоторые
Правила работы с мандалой :
-ребенку дается свобода в выборе цветов, материалов, рисунков, без давления и помощи взрослого;
- в день осуществляется работа только с одной мандалой;
-в процессе работы ребенка с мандалой, необходимо хвалить и подбадривать его;
-помогать ребенку можно только с его согласия, избегая комментариев по поводу того, что он сделал, ведь ребенок будет напряжен и зависим от вашей оценки;
-для полного погружения в процесс и расслабления, необходимо создать такие условия для работы, чтобы не было зрительных и звуковых раздражителей. Важно чтобы для работы было достаточно материалов и времени.
После рисования мандалы, обязательно проводится беседа с ребенком. Ребенку предлагается назвать свой рисунок, рассказать какое настроение вызывает готовая работа, что он бы хотел изменить здесь. И часто во время такого разговора можно выйти на ту внутреннюю проблему, которую ребенок не может пока осознать или не может сказать о ней, в силу своего возраста, но прорисовывает ее в своей работе.
Таким образом, осуществляя данную работу, ребенок не только прорисовывает свое эмоциональное состояние, но и имеет возможность поделиться своей проблемой, выплеснуть негативные эмоции не проявляя агрессии к другим и справиться со своими внутренними страхами.
Подгрупповая работа с мандалами предполагает сплочение коллектива, установление дружеских взаимоотношении между детьми. Работая в группе дети учатся прислушиваться к другим, воспитывается чувство сопереживания, понимания и толерантности. Немало важным, для детей дошкольного возраста является развитие таких психических процессов,
как воображение, внимание и мышление. По средствам мандал мы развиваем художественно-эстетическое творчество, мелкую моторику, связную и диалогическую речь, что является успехом обучения детей в школе.
После завершения занятия с использованием метода раскрашивания мандал, ребенок возвращается в привычное для него окружение, но уже с обновленным мировосприятием, что дает возможность ребенку переоценить отношение к той или иной ситуации.
А как же родители могут использовать метод мандал со своими детьми? Организовать рисование мандалы с дошкольником в домашних условиях совсем несложно. Это замечательное средство для развития творческих способностей ребенка, для обеспечения его психологического комфорта и укрепления детско-родительских отношений.
Очень полезно создавать мандалы, собравшись всей семьей. Этот процесс сблизит и укрепит семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи, послужит началом замечательной семейной традиции.
Известная теория Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка на примере не только обучения, но и на помощи в познании себя и своих чувств, опирающаяся на зону ближайшего развития ребенка, является крайне эффективной, а уже имеющийся потенциал дает ребенку возможность обратиться к естественным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам.