Залина Калимуллина
Использование театрализованных игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование театрализованных игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованные игры используются для решения всех задач речевого развития детей и выступают как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, в творческом сочинительстве, формируют умение составлять описание, умение связно излагать свои мысли. Для решения проблемы развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности были поставлены следующие задачи:
Публикация «Использование театрализованных игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Обогатить жизненный опыт детей; учить видеть и называть признаки, качества, действия предметов.
2. Дать детям представление о последовательности действий персонажей как в литературных произведениях, так и в игровых ситуациях.
3. Формировать самостоятельность высказываний и их структурную оформленность. Была составлена картотека игр по развитию речи по следующим направлениям: Обогащение словаря (подбор синонимов, антонимов, активизация в речи глаголов, существительных, прилагательных) : «Кто что умеет делать», «Гора наоборот», «Ручной мяч», «Вкусные слова», Слова родственники», «Что можно этим делать», «Угадай игрушку», «Волшебная корзинка» и т. д. Игры, направленные на развитие последовательности в рассказывании: «Так бывает или нет», «Что сначала, что потом», «Придумай окончание сказки», «Козлята и волк», «Вопрос-ответ», «Стоит в поле теремок», «Мы любим мультфильмы» и т. д. Игры, направленные на развитие творческого мышления (рассказывания) : «Сочини предложение», «Фантазии о…», «Придумай диалог», «Теремок», «Расскажи сказку от имени героя, или моя сказка», «Придумай сказку», «Придумай рассказ», «Три поросёнка», «Отгадай сказку», «Волшебный телевизор» и т. д. С целью поддержания интереса и желания участвовать в творческой деятельности к детям приходит бабушка Матрёна. Она создаёт игровые ситуации, которые побуждают детей к созданию самостоятельных высказываний: «Как можно закончить рассказ или сказку», «Назови героев сказок» и т. д. (в подарок приносит новые произведения). Также детям предлагаются игровые ситуации, позволяющие обогатить содержание речи, избежать шаблонности в детских высказываниях, применяя игрушки, фигурки на фланелеграфе, настольный театр и т. д. Хотелось бы подробнее остановиться на методике проведения дидактической игры «Волшебный телевизор». Сам «Волшебный телевизор» делается из картонной коробки по принципу диапроектора. Оформить можно по желанию, но главное, чтобы через экран проходили склеенные в единую ленту альбомные листы – иллюстрации.
Дидактическая игра проводится в несколько этапов:
1 этап. Используя свой личный опыт, знание художественной литературы, ребята придумывают разные варианты рассказов, сказок. Все варианты записываются, индивидуально ребёнку зачитывается сказка или рассказ, уточняется, всё ли нравится. Идё т работа над текстом: исправляются неудачные места, устраняются повторы (с согласия ребёнка). Дети придумывают названия к своим произведениям.
2 этап. Детям предлагается нарисовать иллюстрации к своим рассказам, сказкам. Иллюстрации склеиваются в ленты, и получается диафильм.
3 этап. Ведущей игры является бабушка Матрёна. Она предлагает посмотреть «Волшебный телевизор», у которого отсутствует звук, и просит его озвучить. Затем дети рассказывают свои истории, связывая все кадры-иллюстрации в единое целое.
4 этап. В конце просмотра детям предлагается инсценировать любую из прослушанных сказок (атрибуты и костюмы приготовлены заранее). Изучив результаты проведённой работы, можно сделать вывод о том, что развивающие возможности театрализованной деятельности широки. Театрализованные игры позволяют успешно решать задачи, касающиеся развития всех аспектов речи дошкольников.