Наталья Баер
Использование сюжетно-ролевой игры как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сюжетно-ролевой игры как средство ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
Одна из задач современной ДОУ – создать условия, обеспечивающие формирование у детей представлений о мире профессий. Однако, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: поиск наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых и разработка педагогической системы формирования представлений о мире профессий у дошкольников, которая может явиться особым способом руководства психическим развитием ребенка в ходе организации его возрастного развития. Игра в дошкольном детстве – ведущий вид деятельности ребенка. В играх воспитанники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Публикация «Использование сюжетно-ролевой игры как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Так в сюжетно-ролевой игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость поиска новых подходов к ознакомлению детей с миром профессий. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач: - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром профессий как компонент трудового воспитания в детском саду сегодня не только не утрачивает своей актуальности, но и наполняется новыми смыслами: ценностными, концептуальными, технологическими. В связи с вышеизложенным, возникла идея создания инновационного проекта: «Сюжетно-ролевая игра дошкольников как средство ранней профессиональной ориентации»
Целью стало: создание условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовую и методическую литературу по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников».
2. Создать методические рекомендации на тему «Формирование представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры у детей дошкольного возраста».
3. Создать мобильную развивающую предметно-пространственную среду (комплекс «Мир профессий», удовлетворяющую образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.
4. Повысить уровень заинтересованности родителей в вопросах приобщения детей к игровой деятельности.
5. Повысить уровень знаний воспитанников в вопросах формирования представлений о мире профессий посредством вовлечения в сюжетно-ролевую игру.
В рамках подготовительного (информационно-аналитического) этапа была создана нормативно-правовая база проекта, разработано положение о творческой группе, проведён первичный мониторинг (педагогов, детей, родителей, создан мобильный комплекс «Мир профессий». Данный мобильный комплекс представлен не только атрибутами, спецодеждой к разным видам профессий, но и материалами по истории возникновения, становления профессии наряду с современным уровнем развития производства; конспектами, презентациями и виртуальными экскурсиями. Конспекты проведения игр составлены с учетом возрастных особенностей, учитывая основной педагогический принцип «от простого к сложному».
На основном этапе был проведен ряд мероприятий.
1. Для педагогов: - круглый стол «Основные направления деятельности с воспитанниками дошкольного образования по профориентации»; - творческая лаборатория «Эффективные формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста»; - семинары: «Развивающая предметно-пространственная среда направленная на активизацию профориентациии», «Формирование культурных практик у дошкольников», «Активизация интереса детей дошкольного возраста к миру профессий по средствам праздников и развлечений», «Профориентационная сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников», «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах решения проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста»; - мастер-класс «Профориентационные игры как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста»; - создание интерактивных обучающих игр для детей старшего дошкольного возраста; - деловая игра для педагогов «Калейдоскоп профессий»; - педагогическая мастерская «Панорама положительного опыта «Формы, методы и средства сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста».
2. Для родителей воспитанников:
- оформление альбома с фотографиями «Кем быть или мир профессий моих родителей»;
- проведение родительского собрания «Ранняя профориентация детей в дошкольном возрасте»;
- дискуссионная площадка «Кем быть?»
- обсуждение оформления развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников;
- конкурс рисунков и поделок на тему «Такие разные профессии»;
-праздник-развлечение «Профессий много разных есть и все они нужны».
- участие в городском конкурсе «Кем быть?»
3. Проведен мониторинг реализации проекта.
4. Разработана картотека сюжетно-ролевых игр «Кем мне стать?».
Результатами заключительного (презентационного) этапа стали систематизация и обобщение полученных данных проекта, их статистическая обработка, осуществление презентации полученных результатов. Таким образом, нами были созданы условия, обеспечивающие формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий посредством сюжетно – ролевой игры в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями. Это говорит о том, что цель проекта была нами достигнута в результате взаимодействия всех его участников.
Проведё нная работа позволяет нам сделать вывод: сюжетно-ролевая игра является проводником детей в профессии взрослых : через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.