Омарова Гурият Зугумовна
Использование современных технологий, формирование умения адаптировать их с учетом специфики педагогических ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Детский сад с. Башлыкент»
Использование современных технологий, умение адаптировать их с учетом специфики педагогических ситуаций.
учитель – логопед высшей категории
МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент»
Омарова Г. З.
Использование современных технологий, умение адаптировать их с учетом специфики педагогических ситуаций.
Публикация «Использование современных технологий, формирование умения адаптировать их с учетом специфики педагогических ситуаций» размещена в разделах
Современный мир предъявляет педагогам особые требования и раскрывает новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, приобщение к словесному искусству. Для оптимизации образовательного и коррекционного процесса, а так же для реализации поставленных задач учителя-логопеды успешно используют в своей практике различные образовательные технологии.
К числу современных образовательных технологий относятся : здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; формационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио; игровые технологии; технология «ТРИЗ»; технология развивающего обучения, сайтостроение.
В своей работе я так же активно использую современные образовательные технологии, т. к. они помогают увеличить результативность и эффективность
моей профессиональной деятельности, а так же дают возможность моим воспитанникам расти активными, любознательными и творческими людьми.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
• Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :
• от типа дошкольного учреждения,
• от продолжительности пребывания в нем детей,
• от программы, по которой работают педагоги,
• конкретных условий ДОУ,
• профессиональной компетентности педагога,
• показателей здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.
С этой целью я широко использую в коррекционной работе с детьми динамические паузы, пальчиковые игры, логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, психогимнастику, элементы самомассажа и релаксации.
Совместно с музыкальным руководителем мы проводим для воспитанников нашего детского дома занятия по логопедической ритмике. Основная цель логоритмики: преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций. Логоритмика помогает решить ряд важнейших задач.
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости; воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные задачи: формирование двигательных умений и навыков, развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя языка и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др. ; воспитание просодических компонентов речи.
Технологии проектной деятельности.
Цель - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Технология проектной деятельности дает возможность педагогу научить своих воспитанников находить и извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний.
В 2014 году я совместно с детьми подготовительной группы «Золотая рыбка» занималась реализацией проекта «Живые буквы».
Тип этого проекта: по содержанию – обучающий; по времени проведения – долгосрочный (в течение учебного года); по числу участников – групповой.
Цель данного проекта – способствовать усвоению детьми правильного зрительного образа букв с целью профилактической работы по предупреждению оптической дисграфии и дислексии.
Основные задачи:
- Развивать зрительно-пространственные функции: зрительный гнозис, зрительный мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать связную речь по средствам составления творческих рассказов.
- Развивать мелкую моторику.
Актуальность данного проекта заключается в следующем: По результатам первичного логопедического обследования у воспитанников детского дома довольно часто выявляются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, несформированность представлений о форме и цвете, величине предмета, недостаточное развитие пространственного восприятия и представлений, трудности в усвоения оптического образа буквы. Эти проблемы могут в дальнейшем в школьном обучении привести детей к оптической дисграфии и дислексии. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.
Данный проект позволил с учетом интересов детей, возрастных и индивидуальных особенностей детей провести профилактическую работу по предупреждению появления дисграфии и дислексии.
Проект реализовывался в три этапа: первый - подготовительный (диагностический, второй – основной (обучающий) и третий – заключительный (итоговый). В конце учебного года, в итоговой части проекта, был проведен логопедический досуг «В стране грамотной речи» и выпущен альбом с дидактическим материалом «Звуки, буквы и слова».
Технология исследовательской деятельности.
Цель - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так же ТРИЗ позволяет нам использовать в учебном процессе метод моделирования.
Я широко использую метод наглядного моделирования и мнемотехники в своей работе. При изучении таких абстрактных понятий как звук, буква, слово, предложение он просто незаменим. Но и для развития лексико-грамматических категорий и связной речи этот метод помогает моим воспитанникам мыслить нестандартно, самим добывать знания, а не получать готовые ответы.
Информационно-коммуникационные технологии.
Современные реалии мира предъявляют качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования. Сегодня трудно представить процесс образования без использования современных информационных технологий. В условиях детского дома осуществляется использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в учебно-воспитательном процессе. На занятиях, в совместной деятельности, на праздниках и развлечениях, при подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, при обмене опытом педагогов, при оформление групповой документации, отчетов, создании презентаций в программе Рower Рoint для занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, создание интерактивных игр и тренажеров для детей, при осуществлении работы персональных сайтов и сайта детского дома.
Работа с детьми дошкольного возраста имеют свою специфику, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их, вся информация должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Это могут обеспечить только средства ИКТ.
В своей работе я использую следующие средства ИКТ: компьютер (ноутбук, мультимедийное оборудование; принтер; телевизор; магнитофон; фотоаппарат.
При всей необходимости использования ИКТ не следует забывать следующие правила:
- ИКТ должны только дополнять педагога, а не заменять его;
- нельзя использовать ИКТ на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке (при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям);
- не забывать о продолжительности использования ИКТ в соответствии с Сан ПиН и возрастом детей.
Таким образом, внедрение ИКТ в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Поэтому в 2010 году на базе Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования я прошла обучение на курсах «Информационные технологии в деятельности педагога ДОУ» и теперь успешно применяю эти знания на практике.
Личностно - ориентированная технология.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
В начале учебного года после полного логопедического обследования всех детей и заполнения речевых карт, на каждого ребенка мною разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. Для детей, имеющих статус инвалида, разрабатывается еще и индивидуальный маршрут психоречевого развития, а также всеми специалистами детского дома для ребенка с ОВЗ составляется план мероприятий психолого-педагогической и социальной реабилитации на год.
В течение года прослеживается динамика развития каждого ребенка, вносятся коррективы и изменение в индивидуальный маршрут развития ребенка. Содержание, периодичность, количество и выбор материала к индивидуальным занятиям полностью зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его личностных черт характера, его возможностей и потребностей, его уровня освоения образовательных программ, и от того какое речевое нарушение есть у ребенка.
Личностно-ориентировочный подход обеспечивается и в групповых формах работы : вариативность, различный уровень сложности заданий, учет интересов, способностей и полоролевого поведения детей, а так же уважительная манера общения педагога с детьми и партнерские отношения во время НОД.
Личностно-ориентированная технология реализуется так же в предметно – пространственной развивающей среде, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. В группах детского дома широко используется метод зонирования. Каждый ребенок может найти себе задание по интересам: почитать книгу в книжном уголке, сделать поделку в уголке творчества, поиграть в игровой зоне. Так же в группе оборудован логопедический уголок с удобным столом и зеркалом на уровне глаз ребенка. Этот уголок оборудован многочисленными методическими пособиями для самостоятельной и совместной деятельности: различные настольно-печатные игры («Речевая тропинка», «Логопедическое лото», «Звуковая ромашка» и др., картотека с комплексами артикуляционной гимнастики, красочные альбомы «Самомассаж», «Как правильно делать Артикуляционную гимнастику», «Первые слова», «Трудный звук!» и т. д.); папки с картинками по лексическим темам; пособия для развития речевого дыхания, мелкой моторики и др. Я стараюсь периодически пополнять этот уголок новыми пособиями, играми и методической литературой.
Чтобы приблизить условия детского дома к домашним, и чтобы каждый наш воспитанник чувствовал свою индивидуальность и уникальность, мы оборудовали каждому ребенку свою «полочку личных вещей», свой фотоальбом и свою накопительную папку с рисунками, которые они с удовольствием демонстрируют гостям нашего детского дома.
Технология портфолио.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все самое важное, радостное, интересное и достойное из того, что происходит в профессиональной деятельности. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
У меня тоже есть свое накопительное портфолио (в электронном и печатном виде). Помимо общих сведений и традиционных разделов (образование, стаж работы, программно-методическое обеспечение, научно-методическая деятельность, педагогическая деятельность, награды и достижения, в моем портфолио есть и такие разделы: «Мое жизненное кредо», «Говорят дети», «Я – глазами детей!». Я стараюсь творчески подойти к этому процессу. Мое портфолио красочное, яркое, с множеством фотографий. Оно каждый год пополняется новыми материалами.
Так же совместно с воспитателями мы ведем и портфолио группы, где копятся достижения наших воспитанников в разнообразных видах деятельности, их успехи, положительные эмоций.
Портфолио дает нам возможность еще раз пережить приятные моменты нашей жизни, это своеобразный маршрут развития.
Игровая технология.
Педагогам-дошкольникам всегда надо помнить о том, что игра – является ведущим видом деятельности детей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
На своих занятиях я широко использую игровую мотивацию и игровые приемы обучения. При проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, я опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, для того чтобы они были понятны и доступны детям.
Хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.
Например, игры и упражнения : «Комарик», «Лев», «Неправильное слово», «Поймай звуки», «Собери слово», «Звуковые снежки». Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р)
Игры «Альпинист», «Полоса препятствий», «Стадион», «Космонавт» помогают в игровой форме автоматизировать поставленные логопедом звуки. Главная задача на этапе автоматизации звуков - это многократное повторение слов, словосочетаний и фраз с нужным звуком. Механическое повторение очень быстро надоедает любому ребенку, а если он видит перед собой игровую задачу, то этот процесс становится увлекательным и интересным.
Словесные игры облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.
Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. При этом хорошо проговаривать простые песенки и потешки («Сорока», «Ладушки», «Коза» и т. д.). Именно с этих игр-потешек я начинаю свою работу с неговорящими детьми раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с предметами, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, играть в пальчиковые игры («Семья», «В гости к пальчику большому…», «Замок», «Черепашки», «Ежик» и т. д.) И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Здесь могут использоваться элементы самомассажа, графические упражнения, игры с сухим бассейном.
Таким образом, логопеду очень важно владеть игровыми технологиями, и я убеждена, что именно использование игр обеспечивают успех занятий, делают их увлекательными и желанными для детей.
Технология развивающего обучения.
Цель – формирование теоретического мышления и сознания. Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи, возможно, активизировать умственное развитие, через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.
Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Я использую в своей работе некоторые проблемные ситуации (например, «Не хватает одного стула. Что делать?», «Моделирование ситуации «Беспорядок в группе», «Намеренные ошибки педагога», «Верно ли это утверждение», «Докажи Незнайке свой ответ», «Плюсы и минусы зимы», и др.) Тем самым, я стараюсь развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить,
Сайтостроение.
Изменения, происходящие в современном мире, на сегодняшний день не могут не затрагивать сферу образования. Одним из популярнейших источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет, который многогранен и безграничен. Благодаря созданному сайту происходит: развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения на страницах сайта; информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей; педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи); непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта. У меня тоже есть своя страничка на сайте нашего дошкольного учреждения и своя страничка на МААМ. ру Международный образовательный портал. Свидетельство СМИ: ЭЛ. № 77-57008 .
Ссылка на сайт МКДОУ «Детский сад с. Башлыкент» :
Таким образом, обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что применение современных педагогических технологий в образовательном и коррекционном процессе актуально, современно и эффективно.