Анастасия Смола
Использование педагогических технологий — путь к успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основополагающих задач коррекционной педагогики – успешная социализация детей и интеграция в современное общество.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Публикация «Использование педагогических технологий — путь к успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Моя задача – создание таких условий обучения детей с интеллектуальными нарушениями, чтобы у каждого появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.
Грамотное использование педагогических технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, положительной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Я работаю с детьми с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости. Дети недостаточно активны и самостоятельны, при выполнении учебных заданий им требуется внешняя стимуляция. Круг интересующих вопросов довольно узок. Мотивация к учебной деятельности низкая. Все задания выполняют с помощью педагога. Деятельность детей хаотична, непродуманна. Во всех видах деятельности требуется постоянный контроль со стороны взрослых. Быстрая утомляемость может переходить в агрессию или в истерику.
Речь нарушена, ответы чаще всего односложные, внимание рассеянное, память кратковременная. В процессе обучения у детей преобладает игровая деятельность. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.
В своей работе я использую педагогические технологии. Практика показывает, что использование педагогических технологий делает учебный процесс увлекательным, способствует появлению активного познавательного интереса. Это – игра - путешествие, дидактические игры на закрепление, повторение, обобщение материала. Игра – средство всестороннего развития ребенка, его умственных, творческих способностей. Она вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, способствует самоутверждению. При выборе игры или задания я учитываю интересы, склонности ребенка. Один любит заниматься конструированием, другой – рисовать. Очень важно использование информационных технологий на занятиях. Я использую мультимедийные презентации. Это метод активного, деятельностного обучения. Дается возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Это могут быть занятия по безопасности жизнедеятельности, правилах поведения в школе, на улице и дома, закрепление пройденного материала на уроках.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Я с детьми посещаю физкультурно-оздоровительный комплекс, на свежем воздухе играю в подвижные игры, использую релаксацию, применяю пальчиковую гимнастику, физминутки, гимнастику для дыхания и глаз, посещаю с ними тренажерный зал, слежу за соблюдением правильной осанки – это помогает сохранить уровень здоровья детей, повысить эффективность учебного процесса.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения помогает каждому воспитаннику с учетом имеющего у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Важно предоставить ребенку свободу выбора, при выполнении задания стимулировать к самостоятельному решению, даю возможность проявить себя. Например, во время выполнения домашнего задания у детей могут возникнуть вопросы, которые мы решаем с каждым индивидуально. Я использую методы диалога, педподдержки, игровые и диагностические. Поскольку я работаю с детьми с умеренной и тяжелой формой интеллектуального нарушения, то особое внимание уделяю применению технологии разрешения конфликта. Причинами неадекватного поведения таких детей могут стать замечания, оспаривание стремления к лидерству, врожденные личностные особенности, неврологические расстройства. Деятельность педагога в таких ситуациях направлена на сглаживание конфликта и достижение компромисса. Применение такой технологии приводит к развитию позитивных отношений, создание благополучного психологического и эмоционального климата.
Результатом использования объяснительно-иллюстративных технологий является экономия времени, облегчение понимания получаемых знаний. Это раздаточный материал, плакаты, наглядные пособия, карточки с заданиями, схемы.
Игровые технологии – это средства организации разносторонней игровой деятельности, доступной ребенку с ОВЗ с учетом его психофизических возможностей.
Арттехнологии – это музыкотерапия, фототерапия, сказкотерапия, изотерапия. Применяю во внеурочное время, на занятиях по самоподготовке, на музыкальных занятиях.
Технология обучения в сотрудничестве позволяет развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, формировать единство коллектива. В своей работе я использую метод коллективных творческих дел. Совместно занимаемся изготовлением поделок к праздникам, сувениров, открыток, разучиваем песни и танцы, участвуем в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
Коррекционно-развивающие технологии дают положительный эффект в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, а следовательно, сама учебно-воспитательная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.