Людмила Мысина
Использование современных игровых технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.
Публикация «Использование современных игровых технологий в ДОУ» размещена в разделах
Поэтому в своей работе наши педагоги большое внимание уделяют современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, которые способствуют адекватной социализации ребенка, развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности.
На занятиях по познавательной деятельности используют Блоки Дьенеша - это универсальный дидактический материал. Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединяют ребенка и взрослого. Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
Для удовлетворения естественных потребностей детей в познании и изучении окружающего мира, педагогам помогают игры-исследования Палочки Кюизенера. Дети упражняются с палочками индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Все эти упражнения воспитатели проводят в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводят систематически, индивидуальные упражнения, чередуют с коллективными. Педагоги Доу используют различные варианты игр с палочками: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально — коррекционной работе с детьми.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляют нас педагогов по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей. Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его с компьютерными играми.
С каждым днем техника идет все дальше и дальше. И без ее технологий и устройств мы уже обойтись не можем. Поэтому хочется рассказать, как в своей работе воспитатели используют интерактивный стол. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым. Играя, ребенок в более интересной форме осваивает навыки правильного речевого дыхания, у ребенка формируются навыки фонематического анализа и синтеза, закрепляются знания о геометрических фигурах, счет, дети учатся решать задачи, узнают много интересного об окружающем мире и многое другое. Использование компьютерных игр оказывает существенное влияние на различные стороны развития ребенка. Компьютерные игры способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики.
Так же в своей работе воспитатели применяют и другие игровые технологии, например, такие как квест-игры. Это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью таких игр педагоги достигаю таких образовательных целей: реализуют проектную и игровую деятельность, знакомят с новой информацией, закрепляют имеющиеся знания, отрабатывают на практике умения детей.
Хочется, сказать еще об одной игровой технологии - бизиборд – это развивающая игрушка, в виде деревянного домика с множеством мелких предметов. Для игры используются замочки, дверцы, щеколды, шнуровки, различные кнопки, розетки, небольшие головоломки, счеты, выключатели, пуговицы с тканевыми петлями и пр. Чем больше разнообразных по цвету и назначению предметов, тем увлекательнее детям их изучать. Играя, ребенок активно работает пальцами, тем самым развивает мелкую моторику рук, кроме того, подобное развлечение полезно для общего развития.
Чаще всего это игровое оборудование используется на занятиях по математике. Дети самостоятельно могут разобрать числовой ряд, найти геометрические фигуры, сравнить предметы.
Не остаются без внимания и игровые пособия, сделанные своими руками. На физкультурных занятиях с детьми педагоги используют игровой парашют. Это игровое пособие привлекло новизной, яркостью. Парашют – это снаряд, который не требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Парашют можно поднимать, опускать, раскачивать, пускать большие и маленькие волны, по нему можно ходить, под ним можно спрятаться. Парашют даёт ребё нку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг, но игры с парашютом дают возможность растормошить тихих детей. Активные дети, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Педагоги детского сада в своей практике широко используют Лепбук – это интерактивная папка для детей на заданную тему. Это отличный способ для повторения пройденного.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми. Лепбук помогает в развитии всех познавательных процессов, сенсорного восприятия и мелкой моторики.
Игры, сделанные своими руками, несут особую позитивную энергетику мастера. Способствуют осуществлению индивидуального подхода, ведь создаются они для конкретных детей, значит, будут учтены все их желания, склонности, возможности.
Совместное изготовление игр способствует сплочению группы, активизации речевого общения дошкольников, повышению их самооценки.
Так же, в группах ДОУ есть уголки уединения – это место, где ребенок может ощутить себя в полной безопасности, может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги или просто помечтать.
Такое место в группе позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.
В заключение хочется сказать, что использование развивающих, нетрадиционных, дидактических и компьютерных игр показывает, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка. Скоро воспитанники нашего детского сада станут школьниками, и мы надеемся на благополучную адаптацию и социализацию их личности в условиях школы.