чувашова анна
Использование в деятельности современных педагогических технологий
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.
Публикация «Использование в деятельности современных педагогических технологий» размещена в разделах
В настоящее время я интенсивно внедряю в свою работу следующие современные образовательные технологии : здоровьесберегающие, технологии проектной деятельности, исследовательской, личностно-ориентированные, игровые технологии, в том числе и информационно-коммуникативные технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепления здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в связи с ухудшением общей картины детского здоровья, неправильного питания, экологией. Поэтому в современных условиях развитие ребенка невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Здоровьесберегающие технологии я реализую по-разному, в зависимости от показателей здоровья детей, от продолжительности пребывания их в ДОУ, от программы, по которой я работаю.
Внедряю как стандартные, так и нестандартные методы и средства оздоровления детей:
- подвижные и спортивные игры
- различные виды гимнастик (дыхательная, пальчиковая, коррегирующая, ортопедическая, бодрящая гимнастика после сна)
- динамические паузы
- закаливание (солевое, обливание рук по локоть, ежедневное полоскание горла после еды, витаминизация третьего блюда, кислородные коктейли, проветривание группы и спальни, точечный массаж, прогулки 2 раза в день на свежем воздухе, кварцевание групп, утренняя гимнастика каждый день, физкультурные занятия, также 1 раз в неделю на свежем воздухе)
- сеансы различного вида терапий
- релаксация (с использованием классической музыки)
А также знакомлю детей с культурой здоровья, здоровым и безопасным образом жизни, провожу недели «Здоровейки».
Технологии проектной и исследовательской деятельности в группе реализуются ребенком совместно со мной. Данные технологии помогают мне формировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.. Поэтому при организации работы над творческим или исследовательским проектами я предлагаю воспитанникам решить проблемную задачу, проводя исследование или эксперимент.
Мною, воспитанниками и их родителями разработаны и реализованы проекты: «Моя семья», где дети совместно с родителями составили «Древо своей семьи», практико-ориентированный проект «Школа пешеходных наук», позволил обратить внимание детей на очень важную для сегодняшнего дня задачу - как вести себя на улице, когда ты пешеход, проект «Огород на окне» помог детям в ходе экспериментальной деятельности вырастить в группе на подоконнике овощи. Во время реализации данного проекта дети познакомились с профессией овощевода. Также с детьми была проведена исследовательская работа на тему «Кока-колла: вред или польза?», мы пришли к выводу, что этот напиток не только вредный, но и опасный для жизни и здоровья.
Метод проектной и исследовательской деятельности зачастую основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Технологии личностно-ориентированного обучения способствуют развитию личности ребёнка. При построении образовательной деятельности с использованием технологий личностно-ориентированного обучения я провожу в своей группе интегрированные занятия.
Это, в свою очередь, даёт детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность. Центром образовательной деятельности личностно-ориентированного обучения является ребенок. Поэтому я организую образовательную деятельность на основе глубокого уважения к личности каждого ребенка.
Ведущим видом деятельности в саду является игровая деятельность. И поэтому обязанность каждого воспитателя - использование игровых технологий в образовательной деятельности и режимных моментах.
Важной особенностью игровых технологий является то, что игра проникла во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. В своей работе я использую широкий спектр видов игр: сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Армия», «Космос», «На флоте» и др., спортивные игры «Догони товарища», «Красное знамя», «Веселые старты», «День - ночь», «Салки», игры- фантазии «Вместе на Марс», «В гостях у пришельцев», игры-импровизации «Паровозик из Ромашкино», «Мы богатыри», театрализованные игры «Ребята и зверята», «Заюшкина избушка», «Дюймовочка», «Колобок» и др., игры- путешествия «Путешествие на экватор», «Путешествие в страну чудес», игры-развлечения «Цветные дорожки», «Мой веселый звонкий мяч», «Народные забавы».
Это связано с тем, что игра - это вхождение ребенка в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации, принятие ребенком отведенной ему роли и выполнение им действий в соответствии с принятой ролью.
Эффективность применения игровых технологий зависит от их использования по следующим направлениям:
- дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии способствуют физическому, психическому развитию каждого ребенка, воспитанию духовных, патриотических, нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
На сегодняшний день требования, предъявляемые в соответствии с ФГОС к дошкольному образованию, как первому уровню непрерывного образования, предполагают использование современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных (ИКТ).
Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и воспитатели, в том числе и я. В связи с информатизацией системы образования предъявляются новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности, поэтому я решаю сегодня не только программные образовательные задачи, но и ряд других немаловажных задач, а именно:
- идти в ногу со временем;
- стать для ребенка проводником и наставником в мир новых технологий;
- формировать основы информационной культуры личности ребенка;
- повышать свой профессиональный уровень и компетентность родителей.
С помощью компьютерных образовательных программ мне удается заинтересовать воспитанников, а также есть возможность моделировать различные жизненные ситуации в образовательной деятельности. Кроме этого информация на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, звук, мультипликация, анимационные картинки надолго привлекают ребенка, позволяют сконцентрировать его внимание. Поэтому информационно-коммуникационные технологии обладают стимулом познавательной активности детей и предоставляют возможность индивидуализации обучения.
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ
в своей практике. Это компьютер, использование сети Интернет, телевизор, видео,
DVD, интерактивная доска, различного рода мультимедиа - и аудиовизуальное оборудование. Всё это позволяет мне:
- подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям, сценарии
праздников, мероприятий;
- создавать презентации в программе Power Point для повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
- подбирать иллюстративный материал для оформления стендов, группы,
раздевалки;
- обмениваться опытом и своими наработками с коллегами;
- знакомиться с периодическими изданиями, публикациями;
- оформлять документацию, отчеты.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, повысить мотивацию детей, ускорить процесс усвоения знаний.
Для меня одной из наиболее актуальных и эффективных в наши дни педагогических технологий является проектная деятельность, так как она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно развиваться и адаптироваться в социокультурной среде.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но и самим воспитателям, потому что он дает возможность педагогам сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным, а интересным и полезным.
В течение последних трех лет работы с воспитанниками, родителями я использую проектную деятельность, которая позволяет мне объединить всех участников образовательного процесса, сделав их единомышленниками. Нами были разработаны и реализованы такие проекты, как: «Кока-колла», «Мой дом Петропавловск-Камчатский», «Огород на окне», «Золотая осень», «Золотая хохлома», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Удивительный мир космоса», «Путешествие в мир насекомых», «Профессии моих родителей», «Школа пешеходных наук».