наталья козлова
Влияние современных педагогических технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы влияния современных педагогических технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ.
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, внутренней гармонии. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. И насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых, которые его окружают.
Публикация «Влияние современных педагогических технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ» размещена в разделах
В возрасте от двух до трёх лет ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменение привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с мамой. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми. Деятельность современного педагога невозможно представить без использования современных технологий, ведь наша профессия подразумевает постоянное развитие, самообразование и творческий подход. В своей работе я расскажу о влиянии современных технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОУ.
Известно, что игра является ведущим видом детской деятельности. В период адаптации применение игровых технологий помогает ребенку отвлечься от негативных эмоций, переживаний, снижает тревожность и агрессию. Педагогу необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период – не обучение, а налаживание контакта, создание доверительных отношений. В своей работе я использую тактильные игры и упражнения, игры на подражание, разнообразные игры-шутки. Педагог выступает в качестве активного участника и своим эмоциональным общением вовлекает детей в процесс игры. Если ребенок не хочет играть, не надо его заставлять, пусть он понаблюдает. Малыш обязательно присоединится к основной массе детей, когда «созреет». Ну и, конечно, никакой критики! При соблюдении этих условий положительный результат не заставит себя долго ждать.
Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную; подвижные игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции. На мой взгляд, особое внимание необходимо уделять коррекционной составляющей. Сюда можно отнести игры и упражнения, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, релаксацию. Различные упражнения с песком, крупой, водой несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, что крайне важно в сложный период адаптации. Использование музыкотерапии в различных режимных моментах также даёт положительный результат. Все эти действия обеспечивают эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем. Применение информационно - коммуникационных технологий в ДОУ, в том числе в адаптационный период, очень эффективно. Этот вид технологий привлекателен для детей, вызывает активный познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. А какую помощь компьютер оказывает воспитателю в оформлении развивающей предметно-пространственной среды! Это и подбор яркого иллюстративного материала для показа детям и музыкального сопровождения для прослушивания, использование мультимедиа и планшетов в работе с детьми. ИКТ дают возможность виртуального общения с родителями на специально созданных сайтах, с целью распространения и обмена информации и решения различных вопросов, что особо необходимо в период адаптации.
Результативным средством организации современного образовательного процесса является технология проектной деятельности. Так как маленький ребенок за неимением жизненного опыта ещё не может самостоятельно выбрать проблему и пути её решения, то ведущую роль на себя берет воспитатель. Наблюдая за детьми, за их интересами педагог выявляет проблему и в совместной работе ищет пути её решения. Использование технологии проектной деятельности помогает активизировать психические процессы детей, делает нахождение ребенка в детском саду интересным и познавательным. В раннем возрасте реализация проекта основывается на подражательно - исполнительском уровне в несколько этапов. В процессе работы над проектом происходит сотрудничество с родителями, а это один из принципов дошкольного образования.
Одним из перспективных способов развития ребенка является инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей (работа с различными материалами способствует развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых интересных технологий.
Таким образом, я считаю, что использование современных педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка.
Литература:
1. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста - М. : Гуманнитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007.-с. 304
2. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду - изд. 2-е - Ростов н/ Д: Феникс, 2007.-с. 192
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы МИОБРНАУКИ [Текст]/. - М. : ТЦ Сфера, 2014.-2014-96с.