Корник Наталья Николаевна
Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Думать хорошо,
а отгадывать – и того лучше.
При обучении учащихся коррекционных начальных классов часто использую загадки, которые представляют большую ценность. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображении.
Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста. В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом. Вот, например, такая загадка: голубой платок, красный колобок – по платку катается, людям усмехается (небо и солнце).
Публикация «Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов» размещена в разделах
Загадка – любимая детьми форма устного народного творчества, поэтому ее часто использую в работе с обучающимися коррекционных классов, так как уроки с использованием загадок проходят интересно, не утомляя детей и доставляя им полезные упражнения для ума.
При подборе загадок учитываю соответствие их теме и цели урока, четкость и образность написания загадки, обращаю внимание на текстовый смысл. Работа с загадками на уроке предусматривает не только отгадывание, но и использование для решения той или иной дидактической задачи. Так как в содержании многих загадок скрыты черты отгадываемого объекта, они побуждают обучающихся к активной мыслительной деятельности, к рассуждениям, в процессе которых выявляются свойства и признаки изучаемого понятия.
Загадки расширяют кругозор обучающихся, развивают любознательность и пытливость, знакомят с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.
Использование загадок может проводиться с разными целями.
Загадки как основа создания проблемной ситуации в начале урока.
- В какую природную зону мы отправимся сегодня в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Какая ширь здесь и приволье!
Южнее – полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это… (степь).
С целью активизации внимания обучающихся, с помощью загадок мы создаем проблемную ситуацию.
- Какое еще интересное животное обитает в пустыне, вы узнаете, прослушав загадку:
Шея длинная, горбатый, ноги плоские – лопатой.
По пустыне он идет, на себе запас несет.
Много дней не ест, не пьет, а идет и вьюк несет.
- По каким признакам вы догадались, что это верблюд?
Средство, способствующее овладению основными мыслительными операциями.
Учим детей устанавливать причинно-следственные связи:
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
- Объясните, почему снежинки в руке тают?
Прием классификации.
По основным признакам предметы – отгадки объединяются в группы: живая и неживая природа, дикие домашние животные, культурные дикорастущие растения.
Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга.
- О каком животном идет речь? К какой группе можно отнести это животное?
Использование загадок в качестве источника знаний.
- Послушайте загадку об одной из птиц. На основе полученных сведений опишите ее образ жизни.
Использование загадок для развития творческих способностей.
Обучающимся также нравится задание самим придумывать загадки. Может быть и нерифмованные, но образно передающие основные свойства и признаки предмета – отгадки.
Работа с загадками ведется при объяснении нового и закреплении изученного материала, самостоятельной и выборочной работы, но в любом виде загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей обучающихся коррекционных классов, что положительно отражается на их знаниях, умениях и навыках.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 2008 г.
2. Козлова В. П., Новикова Ю. В. Загадки и пословицы на уроках чтения в период обучения грамоте. Журнал «Начальная школа». – 2001 г., № 8.
3. Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках XVIII-XX веков: Сб. Академии наук РФ. – М. – Л., 2006 г.