Лучший педагог года

«Проектный метод. Игровая технология». Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Елена Коробова
«Проектный метод. Игровая технология». Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. В связи с этим остро стоит вопрос о том, как сделать образовательный процесс в ДОУ эффективным и притягательным для дошкольников, ведь именно период дошкольного детства-это период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения-важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность - процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств, внедрению новых технологий.

Темочки:

Моя работа направлена на создание необходимых условий для всестороннего развития личности дошкольников. Моя работа - это творчество, направленное на инновационную деятельность, использование современных технологий, поиск новых форм, методов обучения и воспитания детей. С 2013года внедряю в воспитательно-образовательный процесс проектно-исследовательские технологии с целью развития познавательной активности детей, воспитания большей самостоятельности, формирования у них начал исследовательской деятельности, этических и нравственных качеств, основ экологической культуры, а также игровые технологии, так как игра - основной вид деятельности дошкольников.

1. Применение современных образовательных технологий

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» подразумевает воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств дошкольников. В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.

Среди иных форм и методов работы в указанном направлении следует акцентировать внимание на организацию проектной деятельности в ДОУ, так как, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечивать качественные результаты педагогической деятельности.

2. Проектный метод

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования-потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Метод проектной деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует у детей навыки сотрудничества. В период дошкольного детства происходит формирование и развитие естественнонаучных представлений. Усвоив основы экологической культуры в детском саду, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающий мир всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Практические материалы, разработанные, апробированные мною заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка: умственного, эмоционального, моторного, трудового. В результате систематической работы формируется собственная позиция ребенка, правильное отношение к окружающему миру и людям, а это очень важно в дошкольном возрасте. Важным фактом является и то, что ребенок, занимаясь данным видом деятельности, постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует - и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи.

Например, при реализации проекта «Поляна сказок» у детей формируется интерес к русским народным сказкам, а также он способствует воспитанию дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Проект «Давайте поиграем, давайте посчитаем» повышает у детей интерес к математике.

Участвуя в проекте, дети учатся самостоятельно добывать знания. Знают, что с вопросом можно обратиться к воспитателю, родителям, посетить музей, посмотреть книгу, а вывод сделать самостоятельно и это самый важный результат проектной деятельности для ребенка.

3. Игровая технология

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет развитию игровой деятельности дошкольников. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.

Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности :

• создаю в течение дня условия для свободной игры детей;

• определяю игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

• наблюдаю за играющими детьми и понимаю, какие именно события дня отражаются в игре;

• отличаю детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

• косвенно руковожу игрой, если игра носит стереотипный характер.

Кроме того, знаю детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимаю их значимость.

Устанавливаю взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

В своей профессиональной деятельности я использую игровую технологии. Для этого осваиваю новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Игра есть средство познания действительности и рассматривается:

-как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;

-особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

-особое отношение личности к окружающему миру;

-социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

-особое содержание усвоения;

-социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Таким образом, игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов, выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Игры или игровые упражнения, используемые мною, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в организованно образовательной деятельности могу организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить, выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а, следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Для реализации этого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии содержали четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр.

При использовании игровой образовательной технологии использую следующие принципы :

1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.

2. Принцип адекватности используемого предметного содержания. Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена: на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий «на тему материала».

3. Принцип интерактивности. Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом.

Использование игровой технологии успешно использовалось в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Автомобили в гараже», по физической культуре «На прогулку!», по развитию речи «Домашние животные», в художественном творчестве: в лепке «Белые грибочки для белочки», в аппликации «Снег кружится, летает, летает…», и на многих других занятиях, а также в совместной деятельности педагога и детей. Так применение игровых приёмов в непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Автомобили в гараже» способствовало усвоению детьми программных задач в доступной и занимательной форме, расширению знаний по данной теме.

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Игровая технология в обучении позволяет сочетать элементы игры и учения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование новых образовательных технологий дает новые возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, для развития исследовательских навыков в процессе обучения, подготовки образовательной базы для дальнейшего обучения в школе. Об эффективности методов обучения в специально организованной развивающей среде свидетельствуют результаты деятельности детей. Совместные творческие работы воспитанников и педагогов используются нами при проведении открытых занятий, семинаров на базе ДОУ. Дошкольники вовлечены в различные виды деятельности, они активно принимают участие в конкурсах. По результатам применения данных образовательных технологий можно утверждать, что они эффективны: в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству, а также способствуют повышению качества образования.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Проектный метод. Игровая технология». Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 23:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Проектный метод. Игровая технология». Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коробова (УИ 3002518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД