Ирина Ступченко
Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе
Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные задания, упражнения, работают и в группах, и в парах, отвечают на вопросы, анализируют…
Вот такие уроки я называю идеальными. Я думаю, что все прекрасно меня понимают, какое это счастье, когда все так удачно складывается. Но, к сожалению, порой случается следующее: на уроке сидит мальчик Вася, который меня не слушает, а что-то перебирает на своём столе, а рядом сидит мальчик Сережа, который смотрит в окно, а девочка Настя что-то рисует в тетради или переговаривается с девочкой Светой…
Публикация «Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе» размещена в разделах
- Как вы думаете, какая педагогическая проблема здесь возникает?
- А проблема в том, что у меня, как у учителя не получилось вовлечь Васю, Серёжу, Настю и Свету в образовательный процесс. Не получилось их мотивировать, заинтересовать и, таким образом, дети не узнали или не поняли, о чем я говорила на уроке.
- Таким образом, передо мной возникает задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. На своих уроках и в своей практике применяю системно-деятельностный подход. Для достижения целей обучения и повышения мотивации использую образовательные технологии:
-технология личностно-ориентированного обучения;
-технология проблемного обучения;
-технология дифференцированного обучения;
-технология критического обучения;
-игровые технологии;
-информационно-коммуникационные технологии;
-проектные технологии;
- технология педагогического мастерства.
Использование технологий помогает легко установить связь с учениками, сделать изложение нового материала более интересным, повысить эффективность урока.
В своей работе я стараюсь использовать следующие образовательные технологии.
Технология критического мышления.
Целью данной технологии является – научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Актуальность данной технология выражается в том, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, повышается мотивация, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Технология развития критического мышления включает три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе. На данном этапе ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока,формулируют тему.
Вторая стадия ТРКМ – осмысление. Цель данной стадии — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания.
Третья стадия ТРКМ — Рефлексия
Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.
На своих уроках я использую следующие приёмы ТРКР:
«Пазлы»
«Дерево предсказаний»
«Кластер»
«Корзина идей»
«Мозговой штурм»
«Синквейн»,
«Взаимовопрос»,
«Две правды, одна ложь»,
«Фишбоун»
ФИШБОУН. Считаю этот методический приём одним из наиболее эффективных, вызывающих интерес у обучающихся. Схему Фишбоун я составляю либо заранее на ватмане, либо рисую на доске. Работа может быть индивидуальная (всем учащимся раздаю для анализа одинаковый текст и перед каждым ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске) или в группах (каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп).
Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, зрительную память, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче.
Используя на всех этапах урока методы и приёмы технологии критического мышления я получаю активное участие учеников, так как для них сформированы такие условия, которые снимают психологическое напряжение.
Технология дифференцированного обучения.
Это широкое использование форм и методов обучения и организации учебной деятельности на основе индивидуальных способностей личности.
Цель данной технологии – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей. Задача учителя – понять ученика, увидеть его индивидуальность, сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы. Поэтому, готовясь к уроку, готовлю разные задания, уровни сложности этих заданий. При данной технологии уместна работа в группах. Использую следующие приёмы групповой работы:
«Лови ошибку»
«Снежный ком»
«Водоворот» и другие.
Моим ребятам нравится приём «Водоворот». Обычно его использую для закрепления материала. Когда каждая группа получает разные задания на карточках по пройденному материалу, выполняет его. А потом группы обмениваются карточками и проверяют друг друга. Но ничего не исправляют, а только выставляют оценку. Таким образом, все знают задания друг друга. После я объявляю верные ответы и оцениваю группы. Такой приём помогает учащимся реально оценивать работы своих одноклассников.
Игровые технологии – являются уникальной формой обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся.. Игровые технологии я использую в качестве урока или его части, как элемент более обширной части технологии. Например, игры-соревнования хороши на этапах обобщения и повторения. Вместо традиционного урока можно провести «Блиц-турнир», «Брейн-ринг». На этапе закрепления «Аукцион знаний». А загадки, ребусы, шарады? Они уместны на любом этапе. Все это способствует повышению материала.
Проектная деятельность способствует развитию умения практически применять полученные знания, развитию рефлекторного мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др. ;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
В своей работе я использую различные направления и виды проектов. Творческие, исследовательские, ролевые, информационные.
Современных образовательных технологий много, но хочу отметить, что возможность комбинирования технологий также имеет немаловажное значение для педагога – можно свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. Уважаемые коллеги, обратите, пожалуйста внимание на слайд, перед вами представлены достижения моих учеников, участвующих конкурсах, олимпиадах. Все это благотворно и качественно влияет на развитие способностей детей. Получая очередную грамоту или сертификат за победу или участие в конкурсе, ученики еще больше проявляют интерес к обучению.
Образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности и создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха и в полной мере раскрыть его способности.
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.