Приложение МААМ

Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников

Венера Сафина
Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников

Доклад к педсовету

В историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Гигиенисты, врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Психологи заявляют: маленький ребенок – деятель! Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Все педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Публикация «Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников» размещена в разделах

Итак, основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей деятельности. Так выделились 5 основных видов движения: бег, ходьба – для перемещения в пространстве; прыжки и лазание – для преодоления препятствий; метание – для защиты и нападения.

В настоящее время двигательная активность человека снизилась. В следствие чего возникла необходимость компенсировать движения специальными физическими упражнениями.

Основной метод обучения дошкольников – игровой. Лучшим средством для закрепления навыков основных видов движений является подвижная игра. Еще Лесгафт П. Ф. указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста, в следствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению.

Подвижные игры – это любые игры с правилами, в которых вместе с другими воспитательными задачами, в первую очередь, решается задача по развитию движений.

Подвижные игры – эмоционально окрашенная двигательная деятельность. Уже само движение доставляет детям удовольствие. В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков, воробышек. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Эмоциональная же насыщенность игры повышает двигательную активность, поэтому очень важно, чтобы игра вызывала интерес.

Навыки основных видов движений закрепляются также и в летних и зимних спортивных упражнениях: в катании на санках, скольжении, ходьбе на лыжах, катании на велосипеде и самокате, начиная с младшего возраста.

Для успешного использования подвижных игр и спортивных упражнений необходимы:

• знание программных задач каждой возрастной группы,

• учет индивидуальных особенностей каждого ребенка,

• уровень двигательных навыков, умений детей.

Игры должны быть на разные виды движений. Подбирая игру, необходимо учитывать состояние детей, их физическую и психическую нагрузку перед игрой, чтобы не допускать переутомления. В игры с новым для детей движением, требующим большого внимания, лучше играть утром, когда дети ещё не утомились.

Но следует помнить, что нельзя давать в игре движение (лазанье, прыжки, если дети ещё не научились хорошо выполнять его: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающее это движение. Привлекаются к игре только те дети, которые свободно освоили данное движение. С остальными играют индивидуально.

Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, но делать это незаметно. Детей легко возбудимых, излишне подвижных чаще привлекать к играм, способствующим развитию тормозных процессов.

В каждой возрастной группе свои определенные задачи развития, совершенствования основных видов движения. И при проведении подвижных игр их обязательно нужно учитывать.

Особенности проведения подвижных игр в детском саду:

В младшем возрасте, дети 2-3 лет плохо ориентируются в пространстве, ходят неравномерным шагом, переваливаясь. В связи с этим основная задача по физвоспитанию – развитие их двигательных навыков и умений. В п/и детей данного возраста привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать; результат этих действий для них не имеет значения. Поэтому рекомендуются совсем простые игры, в большинстве случаев с одним действием. «Догоните меня», «Через ручеёк», «Принеси флажок». Причем воспитатель это действие тут же подсказывает. Одну и ту же игру можно повторять в течение нескольких дней: в знакомую игру малыши играют более охотно. Начинать игру следует с небольшой группой детей (3-4 человека, иногда индивидуально, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда они научатся бегать по всей комнате не мешая друг другу, игру можно проводить с большим количеством детей (6-10 человек).

Со 2-ой мл. гр. роль водящего могут выполнять дети. Рекомендуется привлекать всех детей поочерёдно в течение года.

Детей 5 лет уже интересует результат действий, затраченных усилий. В результате проведённой в предыдущих группах работе движения детей становятся более координированными. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т. д. Поэтому в п/и увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья. Дети упражняются в ловкости, смелости, выдержке.

Главная задача – совершенствование ОВД с постепенным их усложнением.

Перед игрой, в ср. и ст. группах вначале воспитатель рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В ср. гр. в начале года взрослый назначает кто кем будет, обязательно учитывая степень активности, умение быстро бегать, лазать… Позже при распределении ролей используются считалки. Она даёт возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

В ст. гр. у детей есть уже запас хорошо усвоенных игр, в которые они могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно. Часто, кончив играть в настольную игру, ребёнок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать.

В 6-7 лет все дети, за редким исключением, владеют ОВД. В п/и главным становится качество выполнения движений, чтобы они были лёгкими, красивыми, уверенными чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. В подвижной деятельности начинают преобладать игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами и т. д., с элементами соревнования в быстроте, ловкости.

Как и раньше воспитатель организует игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами. При организации игры детей учат пользоваться не только считалками, но и другими способами. Например – конаться. (Две палочки разной длины. «в какой руке?», перехватывание палки) или сговор, для разделения двух равных игроков (тигр – лев).

По мере накопления двигательного опыта детей, п/и обязательно усложняют, то есть проводят варианты игры. Вариативность п/и позволяет поддерживать интерес к ним, усложнять умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребёнка. Постепенно к составлению вариантов подключаются дети, что способствует развитию творчества.

В игре неизменным остаётся сюжет, композиция, зато можно:

• Усложнить правила

• Усложнить движение

• Усложнить роль водящего

• Увеличить дозировку

• Изменить сигналы

• Провести игру в необычных условиях

• Использовать дополнительное оборудование

Во всех группах в п/и используются ОВД. Они лишь усложняются, совершенствуются с возрастом детей. Использование подвижных игр в закреплении навыков основных видов движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста давайте рассмотрим на примере процесса закрепления навыков ходьбы.

Ходьба - одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной технике ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности. При кажущейся простоте движений в ходьбе, ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие. У него плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении. Несмотря на все это, с первых моментов овладения ходьбой дети с удовольствием используют этот способ передвижения. В подвижных играх можно закрепить разные виды ходьбы. Например:

1 младшая группа: игра «К куклам в гости», закрепляет умение ходить в указанном направлении. «По дорожке» - дети упражняются в ходьбе друг за другом в одном направлении, ширина дорожки 20-30 см.

2 младшая группа: игра «Лошадки» - ходьба, высоко поднимая колени в чередовании со свободной ходьбой в разных направлениях. «Мышки» - ходьба на носках в чередовании с обычной ходьбой; нога ставится на носок мягко, бесшумно. «Пойдем в гости» - ходьба, с акцентированием внимания на поддержание хорошей осанки и естественного легкого шага.

Средняя группа: «Стань первым» - ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа. «Великаны-карлики» - ходьба с чередованием широкого и мелкого шага по сигналу.

Старшая группа: «Холодно-горячо» - обычная ходьба в разных направлениях со сменой вида ходьбы по сигналу «горячо» на носках, по сигналу «холодно» - ходьба в полуприседе. «Разверни круг» - ходьба по кругу в разных направлениях. Дети идут по кругу, не держась за руки. На сигнал: «Нина, разверни круг!» дети берутся за руки, а названный ребенок поворачивается и ведет круг в противоположном направлении, разворачивая его до образования нового круга. После этого дети идут по кругу не держась за руки. Правило: в ходьбе по кругу соблюдать его форму и расстояние друг от друга.

Подготовительная группа: «Иголка и нитка» - ходьба в разных построениях. Дети образуют цепочку, ведущий останавливает детей, предлагая поднять сцепленные соседями руки, образуя ряд ворот. Ведущий ведет цепочку дальше, за собой, под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого слева. Ребенок, поднимавший руки для образования ворот, переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой. «Стоп» - Правила: играющие начинают движение одновременно со словами водящего: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!», выполняя на каждое слово один широкий шаг; водящий не должен поворачиваться до слова «Стоп!»; играющим нельзя двигаться и шевелиться после слова «Стоп!». Вариант: водящий старается осалить бегущих до черты.

Итак, формирование правильных двигательных умений и навыков является важнейшей задачей. Правильно выполняемые движения положительно влияют на работу органов, систем, увеличивают физическую нагрузку на организм, создают базу для овладения более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий. Необходимо включать в процесс обучения специальные упражнения для развития физических качеств и способностей детей (быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, функции равновесия, координационных способностей).

Овладение новым движением происходит быстрее, если многие его элементы уже знакомы детям. Поэтому вначале вырабатывается умение выполнять составные компоненты физического упражнения, устанавливается их значимость, их взаимосвязь в структуре движения. Это умение постепенно переводится в слитное, целостное действие в упрощенных, специально созданных условиях. Затем у детей развивается возможность выполнять движения разными способами. И на этой базе происходит усвоение общих положений, закономерностей, характерных для группы однородных движений.

В дальнейшем необходимо переходить к формированию у детей умений действовать целесообразно в различных ситуациях, к выработке гибкости двигательного навыка, к развитию способности быстро переходить от одного движения к другому в разных сочетаниях и в разной последовательности. Разучиваемые движения начинают включать в повседневные и игровые жизненные условия, ситуации. Усвоенные общие правила становятся фундаментом для самостоятельного решения двигательных задач в игре.

Таким образом, процесс обучения идет по спирали, на каждом витке которой предусматривается решение определенных задач: разучивание и закрепление одних движений и дальнейшее совершенствование других. На последующем витке формируются предпосылки для решения следующей группы задач. Подобное планирование обеспечивает многократную повторяемость материала в усложнении и способствует прочности усвоения.

Литература

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. игры и развлечения детей на воздухе.

Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» /сост. Батурина Е. Г.

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми мл. дошкольного возраста.

Шишкина В. А. Движение + движения.

Публикации по теме:

Развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и игровых упражнений Презентация на тему:"Использование игр и игровых упражнений у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования и развития основных.

Развитие у детей 2–3 лет основных видов движений посредством подвижной игры с использованием индивидуального подхода Для разностороннего развития детей раннего возраста чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь.

Конспект занятия по проведению основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Конспект на проведение основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Основные виды движений 1. Прыжки в длину с места.

Конспект проведения индивидуальной работы по развитию основных видов движений во второй младшей группе Программное содержание: 1. Совершенствовать умение в ходьбе по гимнастической скамейке, сохраняя при этом равновесие; 2. закреплять умение.

Консультация «Влияние имитации на точность выполнения движений» Период с 1 года до 3 лет характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением.

Организация спортивных игр и спортивных упражнений в условиях ДОУ В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни,.

Особенности развития у дошкольников основных видов движений Для всестороннего развития дошкольников важно своевременно овладеть основными видами движений – прыжками; ползаньем; лазаньем; метанием;.

«Подвижные игры как средство закрепления основных движений». Проект по ОО «Физическая культура» (группа раннего возраста)«Подвижные игры как средство закрепления основных движений». Проект по ОО «Физическая культура» (группа раннего возраста) ид проекта: познавательно-игровой, оздоровительный. Продолжительность проекта: долгосрочный – 3 мес. (с 9 января по 22 марта 2016 г.) Участники.

Консультация «Развитие основных видов движений детей 2–3 лет» Актуальность системы работы. Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает.

Развитие основных видов движений детей 2–3 лет (часть 2) Влияние основных видов движений на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие Ходьба. Во время упражнений и игр с ходьбой решаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников
Опубликовано: 7 марта 2016 в 19:12
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Венера Сафина (УИ 411133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД