Елена Киселёва
Использование схем-карточек во время проведения подвижных игр с целью формирования целенаправленности и самоорганизации
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В работах Л. С. Выготского указывается, что для дошкольного возраста суть формирования саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения состоит в преодолении зависимости ребенка от воспринимаемой, наглядной ситуации. Игра лучше всего может помочь в решении такой задачи.
Публикация «Использование схем-карточек во время проведения подвижных игр с целью формирования целенаправленности и самоорганизации» размещена в разделах
По мнению У. В. Ульенковой, саморегуляция – это важнейший фактор, обусловливающий интеллектуальную деятельность детей 6-лет. Уровень сформированности данного конструкта зависит от того, насколько сформировано действие самоконтроля на всех этапах деятельности. Условная схема-карточка помогает ребёнку контролировать своё действие с учётом определённой им цели.
Этапы волевого действия при формировании целенаправленности и саморегуляции старших дошкольников, участвующих в подвижных играх.
1. Ставить для себя сопутствующие цели: использование выполнения освоенного движения при решении различных житейских, игровых, трудовых задач.
2. Ставить цели, важные не только для себя, но и для окружающих.
3. Произвольно направлять свое внимание на работу мышц, участвующие в движении.
4. Устанавливать связь кинестетических ощущений со зрением, тактильной чувствительностью и слухом;
5. Менять характер движений, опираясь на контроль всех своих ощущений.
Воспитателю достаточно определить игровое правило с планируемым этапом волевого действия, тогда он (этап) становится значимым и для детей.
В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается умение увидеть цель, организовать свои действия, формируется инициатива у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание.
В помещении и на прогулках часто проводятся подвижные игры, эстафеты. Дети, обоединяя карточки, самостоятельно могут составлять варианты игры-эстафеты, самостоятельно приготовить эстафету, т. е. расставить пособия.
• При проведении подвижных игр, педагоги часто пойманного игрока выводят из игры, и он пассивно стоит, наблюдая за игрой. Мы предлагаем такому участнику выбрать движение на помещённых на стене карточках и выполнить задание (приседание или сгибание и разгибание рук, или прыжки на скакалках и т. д.). Ребёнок знает, что, выполняя простые упражнения, он становится более сильным и более ловким, это в свою очередь добавляет детям уверенности и самостоятельности, развивает умение доводить начатое дело до конца. Особенно удачно применение таких приёмов с детьми, имеющими отклонения в развитии.