Татьяна Аксючиц
Использование серии лэпбуков «Моя безопасность» для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел по образованию
Горецкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Горки»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИИ ЛЭПБУКОВ
«МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И (ИЛИ) МНОЖЕСТВЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аксючиц Татьяна Ивановна,
учитель специального класса
2022
1. Информационный блок
1. 1. Тема опыта
Публикация «Использование серии лэпбуков „Моя безопасность“ для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМНР» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
«Использование серии лэпбуков «Моя безопасность» для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями»
1.2. Актуальность опыта
Возможность получения образования детьми с тяжелыми множественными нарушениями (далее – ТМН) в Республике Беларусь закреплена нормативно [1]. Дети обучаются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). Для данной категории учащихся разработаны учебные планы и образовательные программы, предусматривающие обучение навыкам самообслуживания, коммуникации, доступным видам изобразительной деятельности и др. [2]. Обучение детей строится на основе компетентностного подхода, что предусматривает формирование обобщенных способов действий в различных жизненных ситуациях [2]. Целью обучения детей с ТМН является в первую очередь включение их в социальное взаимодействие, обучение доступным видам коммуникации и адекватному ситуации поведению – формирование поддерживающе-коммуникативной, бытовой, субъектно-поведенческой компетенции [4]. Вместе с тем, родители, воспитывающие детей с ТМН, отмечают, что максимально возможная самостоятельность для их детей невозможна без формирования навыков безопасного поведения и обеспечения собственной безопасности [5]. Таким образом, появилась необходимость формирования компетенции личной безопасности для данной категории детей, состоящей в способности и готовности определять опасные ситуации, уклоняться от них, сообщать о них взрослым, принимать помощь и по мере возможности участвовать в ликвидации последствий. Вместе с тем, обучение ребенка с ТМН требует включения его в активную деятельность и социальное взаимодействие. Возникает противоречие, которое можно решить, формируя у ребенка навыки безопасного поведения.
1.3. Цель опыта
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями посредством использования серии лэпбуков «Моя безопасность».
1.4. Задачи опыта
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с ТМН.
3. Определить содержание, формы и методы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМН.
4. Организовать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с ТМН посредством использования серии лэпбуков «Моя безопасность».
5. Выявить степень эффективности проведенной работы.
1.5 Длительность работы над опытом
Работа в данном направлении проводилась на протяжении трёх лет.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Использование серии лэпбуков «Моя безопасность», как эффективного средства формирования умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях у детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
2.2. Описание сути опыта
Дети с ТМН включены в общее образовательное пространство и являются полноценными участниками социальной инклюзии. Обучение и воспитание данной категории детей направлено на формирование адекватных способов действий в жизненно важных ситуациях.
Одним из приоритетных направлений в обучении является формирование у учащихся с ТМН способов действий по обеспечению собственной безопасности с целью реализации их потребности в самосохранении и безопасности.
Обстановка в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми. Тем самым обеспечивается предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование основ безопасного поведения.
Особую важность имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии безопасности человека в разнообразных жизненных ситуациях И. А. Баевой, Г. В. Грачева, П. А. Ваганова, М. Ю. Зеленкова, В. Е. Лепского, Н. Г. Мехеда, В. Ф. Молчановского, А. Е. Шарихина и др. О формировании основ личной безопасности говорится в исследованиях И. А. Баевой, Ю. Л. Воробьева, Р. А. Дурнева, В. Н. Мошкина.
Формирование основ личной безопасности строится на основании дидактических принципов [6] :
– принципа формирования социального опыта;
– принципа овладения способами практической деятельности;
– принципа использования сформированных способов деятельности в практических ситуациях;
– принципа интерактивного обучения.
По мнению Н. Н. Авдеевой, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта, так как все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ТМН осуществляется на учебных занятиях по предмету «Основы жизнедеятельности» и во внеурочное время путём моделирования обучающих проблемных ситуаций, способствующих формированию адекватных способов действий в опасных ситуациях [3].
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Для достижения этих целей в нашем учреждении функционирует «Кабинет безопасности». Это отдельное помещение, в котором создана соответствующая предметно-пространственная среда, позволяющая эффективно осуществлять обучение детей правилам безопасной жизнедеятельности. В «Кабинете безопасности» концентрируется игровое оборудование, наглядный материал, пособия для организации познавательной практической, художественной деятельности, что дает возможность организовывать с детьми различные формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.
Следует помнить, что всем видам деятельности детей с ТМН присущи следующие недостатки:
- нарушение целенаправленности, которое в значительной мере обусловлено недостаточным ориентированием в условиях поставленного задания, неумением преодолевать трудности, непониманием значимости результатов деятельности;
- трудности в перенесении прошлого опыта в новые условия;
- узость мотивации, которая является следствием низкого уровня осознания мотивов и цели деятельности; неустойчивость, ситуативность мотивов;
- недостаточное понимание словесной инструкции, низкий уровень произвольного внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и тому подобное.
В процессе работы, я столкнулась с проблемой недостаточной обеспеченности наглядным и игровым материалом по формированию у учащихся умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Это и обусловило необходимость поиска наиболее эффективных и доступных для детей с ТМН средств обучения.
Алгоритм деятельности:
1. Диагностический этап, который включал в себя анализ сформированности необходимых умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях. В данном эксперименте принимали участие учащиеся ЦКРОиР в количестве 6 человек. (Приложение 1).
2. Подготовительный этап, в ходе которого осуществлялась разработка и изготовление серии лэпбуков «Моя безопасность».
3. Этап реализации включал использование серии лэпбуков в процессе формирования у учащихся с ТМН основ безопасности жизнедеятельности.
4. Этап оценки достигнутых результатов.
В начале работы была проведена диагностика уровня сформированности умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Основной метод диагностики – моделирование игровых ситуаций, когда в ходе игровых моментов явно видны имеющиеся у детей умения и навыки безопасного поведения, которыми дети владеют полно, частично или не владеют.
В ходе проведения диагностики у учащихся были выявлены ниже базового и критически низкий уровни сформированности способов действий в опасных ситуациях. Учащимся относительно доступно совместное со взрослым выполнение простых бытовых и коммуникативных действий. Наименее успешно учащиеся действуют в ситуациях, требующих адаптивного поведения и обеспечения собственной безопасности. Недостаточная сформированность способов действий в опасных ситуациях, проявляется в неумении как распознавать опасную ситуацию, так и в отсутствии адекватного поведения в ней.
Исходя из результатов диагностического исследования, мной были определены 3 основных раздела работы по формированию основ личной безопасности :
- пожарная безопасность;
- безопасное поведение на дороге и в транспорте;
- безопасность в быту.
Основным методом работы был выбран игровой, как самый доступный для данной категории детей, а в роли средства реализации метода – серия лэпбуков «Моя безопасность».
Лэпбук, как средство реализации метода, был выбран так как он:
- информативен;
- полифункционален;
- пригоден к использованию одновременно группой детей;
- обладает дидактическими свойствами;
- вариативен.
В процессе подготовки материала и изготовления лэпбуков я опиралась на следующие принципы:
- системность и последовательность;
- доступность;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.);
- наглядность;
- динамичность.
Мною была изготовлена серия лэпбуков «Моя безопасность», которая состояла из:
- лэпбука «Пожарная безопасность» в котором содержались следующие задания: лото «Правила пожарной безопасности», дидактические игры и игровые упражнения «Пожароопасные предметы», «Разложи по порядку», «Вызов службы спасения», «Что пригодится при пожаре?», «Спаси игрушку», «Огонь – друг или враг?», «Собери и назови картинку»;
- лэпбука «Безопасное поведение на дороге и в транспорте» содержащего следующие задания: лото «Правила безопасного поведения на дороге и в транспорте», дидактические игры и игровые упражнения «Мы - пассажиры», «О чём говорит светофор», «В стране дорожных знаков», «Умный пешеход», «Будь внимательным!», «Что можно, а что нельзя?».
- лэпбука «Безопасность в быту» включающего следующие задания: лото «Правила безопасного поведения в быту», дидактические игры и игровые упражнения «Если дома один», «В мире опасных предметов», «Что мы знаем о вещах?», «Часы безопасности», «Скорая помощь», «Кубик безопасности», «Раз, два, три – что опасно найди».
Предлагаемые детям игровые задания структурированы от простого к сложному и собраны в систему. Материалы игр подобраны с учётом уровня развития и индивидуальных возможностей детей.
Основными приемами работы с лэпбуками являются демонстрация задания, показ и объяснение, моделирование наглядных ситуаций, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. Все инструкции даются четко, кратко, лаконично. В дальнейшем формируемые у детей умения и навыки закрепляются.
На этапе реализации работа строилась следующим образом:
- знакомство обучающихся с лэпбуком, беседа о предстоящей работе;
- моделирование ситуаций, показ наглядностей;
- демонстрация и выполнение заданий;
- отработка и закрепление демонстрируемых действий совместно с педагогом.
Продолжительность по времени закрепления конкретных умений и навыков была разной в зависимости от уровня сложности задания и уровня развития детей. Особенно трудно детям давались задания, направленные на формирование умений и навыков действий в опасной ситуации, обеспечению собственной безопасности.
Алгоритм деятельности обучающихся:
- просмотр задания;
- участие в моделировании ситуаций;
- подражание и повторение;
- систематическое закрепление (совместно с педагогом);
- демонстрация закрепленных умений и навыков самостоятельно педагогу и другим детям.
Поэтапные действия педагога:
- вступительное слово педагога, определяющее событие, которое сейчас будет происходить;
- моделирование ситуации, показ наглядностей;
- показ способа выполнения задания с разъяснениями (несколько раз, проговаривая детям последовательность действий);
- отработка задания совместно с каждым обучающимся, сопровождающаяся проговариванием последовательности действий;
- похвала ребенка за самостоятельность выполнения.
2.3. Результативность и эффективность опыта
Критерии для диагностирования эффективности применения серии лэпбуков «Моя безопасность»
Сформированность умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях определялась по следующим критериям:
- умения и навыки по разделу пожарной безопасности (определять пожароопасную ситуацию; действовать при пожаре; сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре; вызвать службу спасения; обеспечивать собственную безопасность);
- умения и навыки по разделу безопасность на дороге и в транспорте (определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте; узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар; узнавать транспорт, дорожные знаки; реагировать на сигналы светофора; действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте; сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте; обеспечивать собственную безопасность);
- умения и навыки по разделу безопасность в быту (определять опасную ситуацию в быту; узнавать опасные предметы; действовать при возникновении опасной ситуации в быту; сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации; обеспечивать собственную безопасность).
Доказательность результативности
Систематическое использование лэпбуков и выполнение предлагаемых игровых заданий по формированию умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях, подкрепляемое совместными действиями с педагогом, привело к положительной динамике (Приложение 2).
Дети успешно овладевают умениями и навыками по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Однако следует отметить, что не у всех детей показатели по всем критериям достигли базового уровня. Это связано с тем, что успешность выполнения заданий учащимися с ТМН напрямую зависела от тяжести нарушения ребенка. Менее успешно выполняли задание (или не выполняли вообще) дети, имеющие более тяжелые сочетанные нарушения – двигательные и сенсорные.
3. Заключение
Систематическая работа по формированию основ безопасности у детей с ТМН с использованием серии лэпбуков «Моя безопасность» помогает поэтапно закреплять умения и навыки действий в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
В процессе выполнения игровых заданий, у учащихся расширились представления об окружающем мире и его потенциальных опасностях. Ребята научились реагировать на опасные и необычные ситуации.
Обучение адекватным способам действий в опасных ситуациях стимулировало учащихся вступать в коммуникативное взаимодействие со взрослым доступным для них способом (вербально или невербально) с целью сообщения об опасности. При этом целью было не только привлечение внимания взрослого, но и донесение информации об опасности. Стимулировалось желание участвовать совместно со взрослым и сверстниками в устранении последствий опасных ситуаций, выполняя доступные бытовые действия.
Обучающиеся стали проявлять большую самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.
Однако, не все дети смогли достичь одинаково успешных результатов в овладении умениями и навыками по основам личной безопасности. Это связано с тяжестью имеющихся у детей нарушений. Менее успешно выполняли задания (или не выполняли вообще) дети, имеющие более тяжелые сочетанные нарушения – двигательные и сенсорные.
В дальнейшем, я планирую продолжить работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у учащихся с ТМН посредством разработки лэпбуков по разделам «Безопасность в природе», «Безопасное поведение с незнакомцами».
Предложенная мною серия лэпбуков «Моя безопасность» поможет педагогам наиболее эффективно выстроить работу по формированию основ безопасности у учащихся с ТМН, как во время проведения учебных занятий по предмету «Основы жизнедеятельности», так и во внеурочное время.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2019 г.). - Минск: Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400с.
2. Учебная программа по учебному предмету «Основы жизнедеятельности» для I – IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь №80 от 17 августа 2016г.) [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : https://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8385. – Дата доступа : 27.12.2017.
3. Логинова, Е. Т. Формирование жизненных компетенций – новая задача образования детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями /Е. Т. Логинова, Т. В. Лисовская. – Вестник Казахского Национального педагогического университета им. Абая. : серия «Специальная педагогика» № 2(37, 2014. – С. 67 – 72.
4. Забелич, Д. Н. К вопросу о формировании жизненных компетенций у детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями на основе витагенного обучения / Д. Н. Забелич // Социальная поддержка детей и молодежи – основа благополучного и процветающего общества: Международный сборник научных тезисов РЦСАД. – Ташкент, 2013. – С. 62 – 65.
5. Забелич, Д. Н. Основные направления в работе педагогов на основе образовательного запроса родителей детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями / Д. Н. Забелич // Вестник МГИРО. – 2014. – № 2. – С. 3 – 6.
6. Лисовская, Т. В. Структура и содержание дифференцированной модели формирования ключевых образовательных компетенций у обучающихся с особенностями психофизического развития / Т. В. Лисовская // Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира: учебно-методическое пособие. – Минск, БГПУ, 2011. – С. 20 – 37.
Приложение 1
Критерии уровня сформированности необходимых умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях (заполняется педагогом)
Умения и навыки Не выполняет
(кол-во детей/%) Действует с помощью взрослого
(кол-во детей/%) Действует самостояте
льно
(кол-во детей/%)
1 Пожарная безопасность :
определять пожароопасную ситуацию
действовать при пожаре
сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре
вызвать службу спасения
обеспечивать собственную безопасность
2 Безопасность на дороге и в транспорте:
определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте
узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар
узнавать транспорт, дорожные знаки
реагировать на сигналы светофора
действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте
сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте
обеспечивать собственную безопасность
3. Безопасность в быту :
определять опасную ситуацию в быту
узнавать опасные предметы
действовать при возникновении опасной ситуации в быту
сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации
обеспечивать собственную безопасность
Приложение 2
Критерии сформированности умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях на начало 2020/2021 уч. г.
Умения и навыки Не выполняет
(кол-во детей/%) Действует с помощью взрослого
(кол-во детей/%) Действует самостояте
льно
(кол-во детей/%)
1 Пожарная безопасность :
определять пожароопасную ситуацию 2/33 3/50 1/17
действовать при пожаре 4/67 2/33 0/0
сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре 3/50 3/50 0/0
вызвать службу спасения 4/67 2/33 0/0
обеспечивать собственную безопасность 4/67 2/33 0/0
2 Безопасность на дороге и в транспорте:
определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте 2/33 3/50 1/17
узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар 1/17 4/67 1/17
узнавать транспорт, дорожные знаки 1/17 4/67 1/17
реагировать на сигналы светофора 3/50 3/50 0/0
действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте 5/83 1/17 0/0
сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте 3/50 2/33 1/17
обеспечивать собственную безопасность 5/83 1/17 0/0
3. Безопасность в быту :
определять опасную ситуацию в быту 3/50 2/33 1/17
узнавать опасные предметы 3/50 2/33 1/17
действовать при возникновении опасной ситуации в быту 5/83 1/17 0/0
сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации 3/50 2/33 1/17
обеспечивать собственную безопасность 5/83 1/17 0/0
Критерии сформированности умений и навыков поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях на конец 2020/2021 уч. г.
Умения и навыки Не выполняет
(кол-во детей/%) Действует с помощью взрослого
(кол-во детей/%) Действует самостояте
льно
(кол-во детей/%)
1 Пожарная безопасность :
определять пожароопасную ситуацию 1/17 2/33 3/50
действовать при пожаре 1/17 4/67 1/17
сообщать взрослому (вербально или невербально) о пожаре 1/17 2/33 3/50
вызвать службу спасения 1/17 3/50 2/33
обеспечивать собственную безопасность 1/17 3/50 2/33
2 Безопасность на дороге и в транспорте:
определять опасную ситуацию на дороге и в транспорте 1/17 2/33 3/50
узнавать проезжую часть дороги, пешеходный переход, тротуар 1/17 2/33 3/50
узнавать транспорт, дорожные знаки 1/17 2/33 3/50
реагировать на сигналы светофора 1/17 2/33 3/50
действовать при возникновении опасной ситуации на дороге и в транспорте 1/17 4/67 1/17
сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации на дороге и в транспорте 1/17 2/33 3/50
обеспечивать собственную безопасность 1/17 3/50 2/33
3. Безопасность в быту :
определять опасную ситуацию в быту 1/17 1/17 4/67
узнавать опасные предметы 1/17 2/33 3/50
действовать при возникновении опасной ситуации в быту 1/17 3/50 2/33
сообщать взрослому (вербально или невербально) об опасной ситуации 1/17 2/33 3/50
обеспечивать собственную безопасность 1/17 3/50 2/33