Анна Солдатова
Использование сенсорных игр в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
В последние годы возрастает число детей с расстройством аутистического спектра.
РАС – это нарушение психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями.
И действительно, дети, страдающие аутизмом, при появлении в группе обращают на себя внимание особенностями поведения. Для них типичны трудности установления контакта, взаимодействия не только с чужими людьми, но и с родными. В группе наблюдается бесцельное перемещение, поглощё нность однообразными моторными действиями: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др. Стереотипность в поведении проявляется в стремлении сохранить постоянные, привычные условия жизни: они любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции. Характерна задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипные фразы, отсутствие мимики и жестов, не задают вопросы и не отвечают на обращение, в речи не используют личные местоимения. Могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. С предметами выполняют простейшие манипуляции: извлечение звуков (стучат, трясут); оральные пробы (облизывают, грызут предмет, при этом отказываются действовать с предметом в соответствием с его функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой). Могут наблюдаться неадекватные реакции на сенсорные стимулы.
Публикация «Использование сенсорных игр в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Чтобы понимать детей, которым мы желаем помочь, необходимо знать, что следствие аутизма — особое состояние искаженного восприятия окружающего. И замкнутый ребенок с РАС — это ребенок с особым внутренним миром. Его мир наполнен фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отра- женной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний.
Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступает мир социальных отношений, что находит свое отражение в сюжетно-ролевой игре.
В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира, причем этот процесс проходит по другому. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха, отстраненности от людей. И здесь можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц, подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает. Катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.
Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки, подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.
В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Так, например, можно наблюдать, как ребенок с синдромом аутизма увлеченно пытается согнуть приборы из кукольной посуды, но не использует их по прямому назначению.
Основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства : яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол.
Поэтому сенсорные игры помогают завоевать доверие ребенка и наладить с ним контакт, а ребенку помогают освоиться в сложившейся ситуации и привыкнуть к новым условиям и к педагогу. При помощи педагога ребенок может связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, и таким образом он успешно сенсорно интегрируется.
Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком : создание эмоционально-положительного настроя и социального взаимодействия.
Сенсорные игры решают следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Таким образом, проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.
Особенности сенсорных игр :
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание) :
• слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
• тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы: большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; соприкосновения, объятия с другим человеком);
• двигательные ( ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений: ходьба, бег, танцы);
• обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
• вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Для успешного установления социального взаимодействия на начальном этапе работы взрослого не должно быть «слишком много». Педагог поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала нужно просто присесть на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдать за его игрой. Если он не отвернется – уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет подальше и расположится для игры в другом месте.
Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начать нужно с того, что в нужный момент подать ребенку нужную деталь, повторить за ребенком его слова, если он уже говорит. А в следующий раз использовать любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно.
Главное – дать ребенку понять, что мы не помешаем ему играть (как обычно бывает, от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания – обычная в начале занятий с аутичным ребенком.
Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится, и мы станем для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет предложение поиграть немножко по-другому.
И тогда мы начинаем предлагать ребенку сенсорные игры.