Юлия Светлова
Использование рисования песком в коррекционной работе тифлопедагога
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование песком, имея мощные ресурсы для коррекционно – развивающей работы, играет большую роль в воспитании ребёнка с проблемами в развитии по причине своей доступности, комфортности действия и открывает широкие возможности для развития, коррекции и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Методика рисования песком нацелена на решение следующих задач:
-развитие познавательных прцессов;
-развитие сенсорно-перцептивной сферы;
-развитие творческого потенциала ребенка;
-развитие зрительных функций;
Публикация «Использование рисования песком в коррекционной работе тифлопедагога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
-тренировка мелкой моторики и тактильно-кинестической чувствительности рук;
- гармонизация психоэмоционального состояния.
Методика рисования песком предполагает соотнесение зрительной стимуляции с тактильными раздражениями, что делает эту методику уникальной в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Для слабовидящих детей графическое изображение более доступно и приемлемо, поскольку подчёркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Благодаря рисованию пальцем контуров предмета, прослеживания глазами за движением пальца по песку, у ребёнка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же стимулирует развитие головного мозга ребенка.
Для рисования песком я использую как классическую песочницу, так и песочницу с подсветкой, которая служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает более комфортные условия для работы глаза, при проведении коррекционных упражнений, игр, связанных с рассматриванием, поиском. Иногда я применяю цветную подсветку (разноцветные листы бумаги, использование которой растормаживает сетчатку глаза цветом, способствует повышению остроты зрения амблиопичного глаза.
Так же рисование песком я использую при подготовке детей к коррекции зрения на офтальмотренажерах, например к лечению по компьютерной программе «Контур».
При работе с песком я учитываю индивидуальные особенности ребенка, его зрительный диагноз. Предъявляемые мною задания не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, тактильную чувствительность, чувство симметрии, а также навыки письма.
При проведении занятий по рисованию песком я придерживаюсь следующих правил:
- все занятия проходят в форме игры или сказки, придумываю сюжет соответствующий теме занятия;
-побуждаю детей к деятельности при помощи дополнительных стимулов: сюрпризных моментов, приглашения от любимого героя отправиться в путешествие или помочь в беде, ведь дети никогда не откажут слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- во время занятия играет спокойная музыка, что имеет медитативный эффект – ребенок, погружается в себя, расслабляясь и успокаиваясь.
Для работы я использую очищенный песок, который наношу тонким слоем на подсвеченную поверхность, чтобы песок не электризовался, можно обработать стекло антистатиком. Периодически песок очищаю, прокаливая его в духовке, а так же просеиваю через сито (эту работу дети с удовольствием делают самостоятельно).
Способы рисования песком:
- разравнивание ладонями или пальцами;
-пропускание песка между пальцами;
-рисование кулачком;
-рисование кистью;
-рисование путем отсечения лишнего.
На первом этапе обучения рисования песком с детьми младшего возраста я использую игровой метод обучения - совместное рисование. В ходе него я рисую предметный или сюжетный рисунок близкий опыту ребенка, его интересам, всегда эмоционально комментирую происходящее. Ребенок, в свою очередь, активно участвует в создании рисунка, «подсказывая развитие сюжета», дополняя рисунок разнообразными деталями, одновременно осваивая различные способы рисования песком.
Следующим этапом становится воплощение в песке детьми своих идей, тем способом, которые им больше нравятся.
Д/и «Нарисуй что хочешь», «Любимая игрушка», «Каляка-маляка»
Заключительный этап - рисование песком по моему заданию или словесной инструкции.
Д/и: «Нарисуй солнышко кулачком», «Изобрази волны кистью руки», «Картинка-невидимка» и др.
Рисование песком я использую во всех видах коррекционных занятий. На занятиях по пространственной ориентировке рисование на песке дает возможность отработать вертикальные, горизонтальные, ломаные линии различные по протяженности, интенсивности и положению в пространстве.
На занятиях по развитию зрительного восприятия мы рисуем различные фигуры: кривые линии, круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, спирали и т. д. Постепенно у детей развивается «осознание форм» - они через ощущения улавливают законы форм, начинают их понимать, опираясь на конкретный опыт, а в последствии, могут их абстрагировать. Так же, рисуя песком, дети учатся распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущения самодвижения. Использование при рисовании песком шаблонов или контуров, является не только эффективным средством совершенствования моторики и тактильного восприятия, но и вплотную подводит ребенка к овладению письмом.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке рисуем с детьми сюжетные картины на песке, согласно тематике занятия, обсуждаем их, составляем описательные рассказы. Такие упражнения кроме развития осязательного восприятия позволяют развивать речь, фантазию, творческий потенциал ребенка.