Елена Баженова
Мастер-класс «Использование мнемотехники в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
Задачи:
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
Публикация «Мастер-класс „Использование мнемотехники в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР“» размещена в разделах
• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации НОД, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;
• активизировать деятельность педагогов по использованию компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по развитию памяти и связной речи детей дошкольного возраста.
(Слайд 1)
Как часто мы слышим: «Мой ребенок не может запомнить стихотворение у него плохая память!» Не надо жаловаться на плохую память детей. Дело в том, что у маленьких детей плохо развито произвольное внимание (поэтому приходится прикладывать усилия к запоминанию). Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении.
Если вы хотите помочь ребенку выучить стихотворение быстро нужно всего лишь использовать мнемотехнику. Особенно это необходимо детям с нарушением речи.
(Слайд 2)
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить».. Когда человек в своём воображении соединяет несколько
зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. ( Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.
В дошкольном возрасте есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
(Слайд 3)
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника (греч. — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти
. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы, – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
- запоминание (соединение двух образов,
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти. – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
(Слайд 4)
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы
(Слайд 5)
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
(Слайд 6)
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорожкой, используют приёмы наложения и приложения.
Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, рассказываем о временах года с исполь-зованием мнемодорожки, устанавливаем следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.
(Слайд 7)
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
(Слайд 8)
Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).
Значение: мнемотаблица тренирует фотопамять, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный рассказ по образам.
(Слайд 9)
Мнемотаблицы я используют для :
Заучивания стихов, загадок, пословиц;
Пересказа текстов;
Составления описательных рассказов;
(Слайд10)
. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
(Слайд 11)
Этапы работы с мнемотаблицами
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
(Слайд 12)
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке».
(Слайды 13 – 22)
Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем, ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
При этом пересказывают сказку совместно с взрослым (на ранних этапах, сами дети, прибегая к незначительной помощи (на более поздних этапах)
(Слайд 23)
Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задаем вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»
Примечание. Детям младшего и среднего дошкольного возраста дают таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая, цыплята - жёлтые, мышка - серая, ёлочка - зелёная, солнышко - жёлтое и т. д.
Размер мнемотаблиц делают различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Для младшего возраста - таблицы на 4, на 9 клеток
. Для среднего возраста - таблицы на 9, на 16 клеток.
Для детей старшего возраста - таблицы на 16, на 25 клеток.
(Слайд 24)
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа. Дети испытывают трудности в построении сюжета, и снова им на помощь приходит картинно-графический план или мнемотаблица. Она служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.
(Слайд 25)
Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Примеры мнемотаблиц :
-для описания предмета;
-для описания овощей (фруктов);
-для описания одежды;
-для описания времени года.
(Слайды 26 – 27)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
(Слайд 28)
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.
(Слайды 29 – 30)
На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей.
(Слайд 31)
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем — моделей удалось достичь следующих результатов:
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
(Слайд 33)
Деловая игра «Нарисуй загадку»