Светлана Ивановна Колесникова
Использование ресурсов мини-музея для развития речи детей старшего возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из острейших проблем является духовно-нравственного и патриотического воспитание подрастающего поколения. Именно дошкольные учреждения формируют первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Познание мира у детей начинается через окружающие их предметы.
Музей же, это копилка истории человечества, наполненная предметами
Публикация «Использование ресурсов мини-музея для развития речи детей старшего возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
прошлых эпох. Понятие «музей» появилось в культурном обиходе
человечества более двух с половиной тысяч лет назад. Термин «музей» (от
греч. musion – место, посвященное музам, храм муз) означает учреждение
культуры, осуществляющее сбор, научное исследование, хранение
памятников культуры и искусства. Музей способен обогатить детей
впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов,
которых ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей
действительности. [4, с. 43]. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета.
На помощь нам взрослым пришла отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний для этого мы создали в группе мини-музей «Русская изба». [3, с. 25]
Музей — хранилище истории, где хранится накопленный опыт поколений, это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Ведь очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству.» [1, с. 33].
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. Мини-музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности, непосредственно способствует образному познанию.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что создание мини-музея «Русская изба» позволил системно и разносторонне познакомить детей с историей жилища, с традициями, обрядами строительства жилища, украшение жилища, убранством русской избы. Сформировали у детей знания о культурном богатстве русского народа благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Развили чувства принадлежности великому, талантливому, трудолюбивому, духовно богатому славянскому народу.
Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории родного Приосколья. Научились проявлять уважение к традициям, развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире. Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.
Литература:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63