Лилия Бубнова
Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников
Слайд №1
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В этом возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Публикация «Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
Школьное обучение в свою очередь к памяти ребенка предъявляет особенно большие требования. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Слайд №2 На протяжении многих веков педагоги с успехом использовали уникальнейший инструмент - детскую игру - в целях образования детей. Игра для ребёнка не только средство познания жизни, но и сама жизнь.
«Я с тобой не играю», - говорит пятилетний ребёнок. Это означает, что он обижен, что ему не нравится, что ему не интересно, что он не хочет общаться. Врачи, психологи, педагоги могут сделать выводы о состоянии здоровья ребёнка, о его развитии, его готовности к школе, наблюдая за его игрой. В игре ребёнок применяет свой интеллектуальный опыт, тренирует волю, расширяет познавательные интересы.
Сюжетно-дидактическая игра, с одной стороны, дает ребенку степень свободы в развитии сюжета, делая процесс игры более увлекательным, а образовательный результат планируется педагогом.
Логические блоки Дьенеша Слайд №3
Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Слайд №4
Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки».
Слайд №5 Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Этот материал успешно используется во многих странах мира.
В современной практике детского сада этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов. Игры с этим материалом эффективны для развития логического мышления у детей, интересны детям, а так же содействуют развитию творческих способностей.
Большой опыт применения в российской педагогике логических блоков и игр к ним отражен в психолого-педагогической литературе… Слайд №6
Материал «Логические блоки Дьенеша» и игры к нему содействуют решению задач Федерального Государственного стандарта для дошкольников: Слайд №7
Одной из них является приобщение детей к жизни в быстро меняющемся мире, которое в условиях детского сада должно быть направлено на формирование умения учиться, как основы системы прочных знаний и воспитание личностных качеств, необходимых каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
и уже успешно используется в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.
Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого.
Слайд № 8,
Удивительное свойство «Логических блоков Дьенеша» - их можно использовать в качестве предметов заместителей, что позволяет в играх заменять ими любые предметы (цветы, камни, постройки и т. д.). Слайд № 9, 10, 11
А наличие знаков символов к ним развивает у детей способности оперировать с символами, и самостоятельно придумывать игры. Слайд № 12
Слайд № 13 В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Слайд № 14 Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см., на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.
В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного, к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые, на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме, третий вариант – 3 свойства.
Слайд № 15 - К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам.
Слайд №16 - Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал – игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.
Слайд №17 - В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки, и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
Начиная работать с блоками Дьенеша педагогу необходимо познакомить детей с самими блоками. Сначала можно выложить перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться: потрогать, перебрать, подержать в руках.
Чуть позже можно предложить следующие задания: «Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажи, например, желтую фигуру)», «Покажи все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.)», «Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные», «Распредели фигуры по размеру, форме, толщине».
Затем предлагаются игры, в зависимости от возраста детей:
Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
Слайд № 18 - Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня и многое другое…
Слайд № 19 - Систематизированный учебный курс для детей 4-5 лет изложен в книгах «Играем с логическими блоками Дьенеша».
В авторской работе описаны 24 занятия. Каждое содержит 3 - 4 объединенных одним игровым сюжетом задания с блоками и карточками. Все задания с логическими блоками, описанные в работе, можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы.
1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
3. Задания для развития действий классификации и обобщения.
4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года занятия постепенно усложняются.
Усложнение идет по трем направлениям: - от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;
- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп. Данный курс рассчитан на работу с детьми 4-5 лет.
Слайд № 22 - Методика Кюизенера: волшебные пало
чки[/b]
Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приемам человеческой мысли при исчислении. Л. Н. Толстой
Слайд № 23 Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Мышление ребенка связано с абстрактными понятиями, возникающими в результате практической деятельности. Игра, как свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых являются цветные палочки Кюизенера.
Слайд № 24- Д. Кюизенер – бельгийский математик, разработавший уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.
Слайд № 25 - Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.
Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти цветов.
Слайд № 26 - Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 – все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых – 5, чёрных – 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.
Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе 2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их можно использовать как демонстрационный материал.
Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.
Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной области «Познание».
1. Сенсорное развитие.
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Слайд № 27 Примерные задания:
- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
- Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
- Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые – справа.
- Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
- Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…
2. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
Слайд № 28 При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Слайд № 29 Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
-Выложи из любых палочек мебель для куколки.
-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
-Выложи коврик для собачки из любых палочек. Слайд № 30
-Выложи из палочек любых животных.
Слайд № 31 3. Формирование элементарных математических представлений.
Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; Слайд № 32 находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой.
Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)
Примерные задания:
- Белая палочка обозначает число 1. Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т. д.).
-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.
-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).
-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).
-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т. д.).
-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т. д.
-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол – розовую, в правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.
4. Предметный мир. Слайд № 33
Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
5. Развитие речи.
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:
- в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий;
- в построении предложно-падежных конструкций;
- в употреблении порядковых и количественных числительных;
- в запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.
На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.
Слайд № 34
Как работать с материалом?
Этапы обучения в ДОУ
На первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто, как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.
На этом этапе рекомендуется использование игровых альбомов разработанных в ООО «Корвет»:
На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий. Упражнения в плоскостном и объёмном моделировании. Исследовательская деятельность при знакомстве с палочками. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности. Моделирование, ориентировка на плоскости, кодирование и декодирование (цвет, число).
Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.