Папки-передвижки

Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников

Лилия Бубнова
Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников

Слайд №1

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В этом возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Публикация «Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

Школьное обучение в свою очередь к памяти ребенка предъявляет особенно большие требования. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

Слайд №2 На протяжении многих веков педагоги с успехом использовали уникальнейший инструмент - детскую игру - в целях образования детей. Игра для ребёнка не только средство познания жизни, но и сама жизнь.

«Я с тобой не играю», - говорит пятилетний ребёнок. Это означает, что он обижен, что ему не нравится, что ему не интересно, что он не хочет общаться. Врачи, психологи, педагоги могут сделать выводы о состоянии здоровья ребёнка, о его развитии, его готовности к школе, наблюдая за его игрой. В игре ребёнок применяет свой интеллектуальный опыт, тренирует волю, расширяет познавательные интересы.

Сюжетно-дидактическая игра, с одной стороны, дает ребенку степень свободы в развитии сюжета, делая процесс игры более увлекательным, а образовательный результат планируется педагогом.

Логические блоки Дьенеша Слайд №3

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш настолько влюблен в свою науку, что задается вопросом, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Слайд №4

Многие годы Золтан посвящает исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выясняет – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки. Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки».

Слайд №5 Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Этот материал успешно используется во многих странах мира.

В современной практике детского сада этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов. Игры с этим материалом эффективны для развития логического мышления у детей, интересны детям, а так же содействуют развитию творческих способностей.

Большой опыт применения в российской педагогике логических блоков и игр к ним отражен в психолого-педагогической литературе… Слайд №6

Материал «Логические блоки Дьенеша» и игры к нему содействуют решению задач Федерального Государственного стандарта для дошкольников: Слайд №7

Одной из них является приобщение детей к жизни в быстро меняющемся мире, которое в условиях детского сада должно быть направлено на формирование умения учиться, как основы системы прочных знаний и воспитание личностных качеств, необходимых каждому человеку для успешной самореализации в жизни.

и уже успешно используется в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.

Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого.

Слайд № 8,

Удивительное свойство «Логических блоков Дьенеша» - их можно использовать в качестве предметов заместителей, что позволяет в играх заменять ими любые предметы (цветы, камни, постройки и т. д.). Слайд № 9, 10, 11

А наличие знаков символов к ним развивает у детей способности оперировать с символами, и самостоятельно придумывать игры. Слайд № 12

Слайд № 13 В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Слайд № 14 Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см., на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного, к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые, на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме, третий вариант – 3 свойства.

Слайд № 15 - К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия. Условно можно разделить «игры Дьенеша» по возрастам.

Слайд №16 - Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал – игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

Слайд №17 - В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки, и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Начиная работать с блоками Дьенеша педагогу необходимо познакомить детей с самими блоками. Сначала можно выложить перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться: потрогать, перебрать, подержать в руках.

Чуть позже можно предложить следующие задания: «Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажи, например, желтую фигуру)», «Покажи все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.)», «Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные», «Распредели фигуры по размеру, форме, толщине».

Затем предлагаются игры, в зависимости от возраста детей:

Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Слайд № 18 - Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня и многое другое…

Слайд № 19 - Систематизированный учебный курс для детей 4-5 лет изложен в книгах «Играем с логическими блоками Дьенеша».

В авторской работе описаны 24 занятия. Каждое содержит 3 - 4 объединенных одним игровым сюжетом задания с блоками и карточками. Все задания с логическими блоками, описанные в работе, можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы.

1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3. Задания для развития действий классификации и обобщения.

4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года занятия постепенно усложняются.

Усложнение идет по трем направлениям: - от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;

- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп. Данный курс рассчитан на работу с детьми 4-5 лет.

Слайд № 22 - Методика Кюизенера: волшебные пало

чки[/b]

Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приемам человеческой мысли при исчислении. Л. Н. Толстой

Слайд № 23 Дидактические игры не только способствуют уточнению и закреплению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Мышление ребенка связано с абстрактными понятиями, возникающими в результате практической деятельности. Игра, как свойственная ребенку деятельность, позволяет упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий, одним из которых являются цветные палочки Кюизенера.

Слайд № 24- Д. Кюизенер – бельгийский математик, разработавший уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек.

Слайд № 25 - Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.

Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число. В Санкт-Петербурге ООО «Корвет» выпускает комплект палочек выполненных из пластмассы и содержит 116 палочек 10-ти цветов.

Слайд № 26 - Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 – все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых – 5, чёрных – 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.

Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе 2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их можно использовать как демонстрационный материал.

Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.

Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной области «Познание».

1. Сенсорное развитие.

В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

Слайд № 27 Примерные задания:

- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.

- Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.

- Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые – справа.

- Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.

- Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…

2. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

Слайд № 28 При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.

Слайд № 29 Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

Примерные задания:

-Выложи из любых палочек мебель для куколки.

-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.

-Выложи коврик для собачки из любых палочек. Слайд № 30

-Выложи из палочек любых животных.

Слайд № 31 3. Формирование элементарных математических представлений.

Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; Слайд № 32 находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой.

Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)

Примерные задания:

- Белая палочка обозначает число 1. Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т. д.).

-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.

-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).

-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).

-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т. д.).

-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т. д.

-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол - красную, в левый нижний угол – розовую, в правый нижний - фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.

4. Предметный мир. Слайд № 33

Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

5. Развитие речи.

Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:

- в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий;

- в построении предложно-падежных конструкций;

- в употреблении порядковых и количественных числительных;

- в запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.

На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.

Слайд № 34

Как работать с материалом?

Этапы обучения в ДОУ

На первом этапе (работа с детьми 2-4 лет) палочки используются просто, как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

На этом этапе рекомендуется использование игровых альбомов разработанных в ООО «Корвет»:

На втором этапе (работа с детьми 4-7 лет) палочки выступают как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий, количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, арифметических действий. Упражнения в плоскостном и объёмном моделировании. Исследовательская деятельность при знакомстве с палочками. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности. Моделирование, ориентировка на плоскости, кодирование и декодирование (цвет, число).

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 11:20
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих технологий Дьенеша и Кюизенера в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Бубнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД