Юлия Ковалева
Использование психогимнастики в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Использование психогимнастики в работе логопеда.
Для того чтобы ребёнок рос здоровым, чувствовал спокойствие и комфорт, он должен научиться выражать свои эмоции. В своей логопедической работе я использую элементы психогимнастики.
Я ставлю перед дошкольником задачи:
Публикация «Использование психогимнастики в работе логопеда» размещена в разделах
- научиться не только правильно говорить, но и уметь считывать информацию с собеседника, передавать ее, используя жесты и мимику.
-Развивать умение выделять элементы экспрессии, характерные тому или иному эмоциональному состоянию.
-Развивать умение распознавать эмоциональное состояние человека.
-Побуждать детей к выражению собственных чувств. Формирование экспрессивных эталонов выражения отдельных эмоций, развитие выразительных движений. Выражение своего эмоционального отношения
Пополнять словарный запас словами, описывающими эмоциональные состояния человека.
Игры, которые помогают ребёнку «раскрыться»
“Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем”.
“Море волнуется раз. ” — дети принимают различные позы, а воспитатель, а потом и др. дети говорят, что хотели изобразить, на что похоже, что получилось, почему не похоже, как надо было сделать.
“Маленький скульптор”, “В магазине зеркал”, “Кто это?” и др. (Чистякова “Психогимнастика”).
“Загадки” — загаданное слово или выражение передать любым способом (кроме речи) так, чтобы другие его отгадали.
Рассматривание комиксов, рисование комиксов.
Пантомимика в рисунках — дети дорисовывают “скелет” — условную фигурку, сигнализирующую об эмоциональном состоянии человека (какая поза какому эмоциональному состоянию соответствует).
Создание ситуаций, в которых ребёнок по жестам должен догадаться, что хочет сказать педагог (Иди ко мне, тише, не надо, уходи, я не знаю, дай мне и многое другое).
Знакомство с эмоциями
“Лица” — дети рассматривают карточку, называют настроение, которое они символизируют. Затем карточки разрезают пополам, дети восстанавливают. Когда шаблоны восстановлены, при помощи красок, карандашей дополняют лицо недостающими деталями (глаза, волосы, фон и др.).
“Фоторобот” — отдельные элементы экспрессии, из которых можно составить лица в различных эмоциональных состояниях (различные конфигурации и выражения бровей, рта, глаз и т. п.).
Подбор к фигуркам с различными выражениями лиц соответствующих положений тел и наоборот.
“Азбука настроений”. Найти всех весёлых, радостных, злых, недовольных и т. п. персонажей и объяснить почему, по каким признакам определили.
Аппликация — дети вырезают элементы, изображая, например, портрет зимы, весны или весёлую девочку.
“Подбери лицо”. На картинке изображена ситуация и фигура человека, необходимо подобрать подходящие для этой ситуации выражения лиц.
Рассматривание картин, портретов и беседа по ним.
Что происходит с персонажем?
Какое эмоциональное состояние у этого героя?
Что думает тот или иной персонаж и т. п.
Рассматривание иллюстраций — придумать фразу, соответствующую эмоциональному состоянию изображённого.
Обращать внимание на их собственные эмоции (Ира, тебе грустно? У тебя брови приподняты, а уголки губ опущены вниз и в глазах нет искорок, задавать вопросы детям об их эмоциональном состоянии.
При рассказывании сказок передавать не только содержание, но и эмоциональное состояние героев
Театрализованная деятельность
Театр плоскостной или фланелевый. Фигурки героев сказок в различных эмоциональных состояниях: при рассказывании сказок ребёнку необходимо подобрать фигурку, соответствующую данному отрывку из сказки.
Экскурсии, где дети могут наблюдать различные эмоциональные состояния (магазин, транспорт,.) и игры театрализации по воспоминанию.
Выразительное чтение художественной литературы: по ходу чтения обращать внимание детей на эмоциональное состояние и на то, как его выражают (посмотрите, как Тане нравится сказка, она наклонилась вперёд, чтобы ничего не пропустить и т. п., игры драматизации и театрализации литературных произведений.
Просмотр спектаклей. Беседа с детьми о том, как актёры изображают то или иное эмоциональное состояние, режиссерские игры.
Организация инсценировок, где дети непосредственно учатся выражать различные эмоциональные состояния, обсуждение сцен, которые будут разыгрываться (обсуждение жестов, мимики, характерных черт героев, самостоятельное изготовление атрибутов, декораций (эмоциональное отношение к происходящему).
Фантазирование
Эмоциональное предвосхищение событий (“Волшебная палочка”).
Письма, подарки сказочным героям (выражение своего эмоционального отношения).
Дорисовка персонажей из геометрических фигур, из цветовых пятен.
Выбор цвета и его использование при заполнении силуэта, подборе фона. Изображение цветом эмоционального состояния. Подбор подходящего цвета так, чтобы по цвету можно было догадаться, что чувствует изображённый персонаж в данный момент.
Не дочитав сказку до конца, предложить другую развязку.
Приемы Дж. Родари из книги «Грамматика фантазии» :
- А что было потом?
- Сказка — калька.
- Сказка наизнанку.
- Салат из сказок и др.
Критерии успешности эмоционального развития.
• Дети во время разговора корректируют свои высказывания, опираясь на информацию, считываемую с партнёра.
• В рисунках адекватно отражают жесты, мимику и т. п.
• Дети выделяют разнообразные элементы экспрессии, могут их обобщить и назвать эмоциональное состояние.
• Дети самостоятельно и точно называют эмоциональные состояния. Истолковывают состояние человека через домысливание ситуации, высказывание реплики от лица, изображённого персонажа, проявляют эмоциональное отношение. Дети чувствуют роль и адекватно изображают эмоциональное состояние героя.
• В коммуникациях дети адекватно оценивают друг друга, что приводит к наименьшему числу конфликтов. Не закомплексованы, свободно общаются со сверстниками и взрослыми
• Проявляют к сверстникам чувство сострадания, понимания.
• Дети самостоятельно описывают эмоциональные состояния, выделяя элементы экспрессии и используя разнообразные слова при названии элементов экспрессии.