Елена Ерёмина
Использование программированных упражнений в работе со старшими дошкольниками
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО Д/В.
Современная педагогика находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности: индивидуальных психофизических и интеллектуальных качеств.
Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса,
обеспечивающей максимально комфортные условия ребёнку,
соответствующего уровня содержания, соблюдение дидактических принципов
доступности, является дифференцированное обучение.
Поэтому возникла насущная потребность для осуществления учебного процесса применять специальные методы, максимально активизирующие деятельность детей и позволяющие осуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его особенности развития.
Использование дидактических игр и упражнений с элементами программирования
предусматривает реализацию таких методов и даёт положительные результаты:
• активизирует мыслительные процессы,
• развивает самостоятельность и активность,
• развивает познавательную активность,
• способствует более успешному усвоению детьми знаний и умений,
• развивает готовность к школьному обучению.
Поэтому, в данной статье, я хочу предложить вам использование программированных упражнений.
Эти упражнения можно использовать на занятиях, в совместной и
индивидуальной работе с детьми для закрепления пройденного материала, т. к.
задания подобраны с учётом усвоенных ранее тем, в зависимости от индивидуального развития ребёнка.
Также их можно применять при проведении непосредственно
образовательной и самостоятельной деятельности с детьми.
В презентации я привожу пример такого упражнения. Познакомившись с ним, вы сожжете создавать подобные упражнения на другую тематику.
Особенности программированного упражнения:
Ответы на вопросы упражнения представлены в виде отдельных рисунков, изображающих образы предметов (явлений, доступные, близкие детям
Познавательная задача упражнения скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом
Задания упражнения активизируют разнообразные умственные умения детей в области понятийно-образного мышления.
Упражнение реализует педагогические функции:
диагностическую,
развивающую,
познавательную, корректирующую,
контрольную
значительна степень самостоятельности, творчества детей в ответе на каждый вопрос упражнения
Алгоритм составления программированных упражненй для старших дошкольников.
1. Определите основные идеи, цели, задачи программированного упражнения
2. Составьте последовательность вопросов программированного упражнения:
-восприятие свойств, признаков предметов, явлений;
- обобщение представлений (их абстрагирование);
- выделение существенных и несущественных свойств;
определение понятия;
- выявление связей и отношений с другими понятиями;
уточнение объема, расширение содержания понятия
3. Определитесь, акие знаково-символические и образные средства Вы используете в формулировке вопросов и ответах программированного упражнения?
4. Подберите к вопросам соответствующие картинки, художественное слово, загадки, пословицы, проблемные ситуации и т. д. для активизации понятийно-образного мышления детей.
5. Подкорректируйте составленные вопросы с учетом различных видов умственных чувств, доминирующих на каждом этапе развития данного понятия: сходства и различия, умственного напряжения, неожиданности, ожидания, удивления, сомнения, уверенности, непримиримого контраста, умственного успеха. Важно задействовать механизм смены, переключения эмоций детей.
7. Продумайте варианты ответов (3-4 варианта, в ответах на отдельные вопросы оставьте место для творчества ребенка