Мария Кудимова
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога при работе с обучающимися с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
С 2023 года нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми стала функционировать группа для детей с ограниченными возможностями здоровья- группа компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра.
Известно, что при расстройствах аутистического спектра чаще всего наблюдаются нарушения функционирования одной или нескольких сенсорных систем, которые проявляются особыми формами поведения, а также могут выполнять защитную или компенсирующую функцию. У данной категории обучающихся отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа дефектолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорные дисфункции и их последствия серьезно затрудняют повседневную жизнь ребёнка не только дома, но и при посещении образовательных учреждений и других мест (кружки, магазин, улица и т. д.).
Они препятствуют обучению и взаимодействию с другими людьми. На наш взгляд, именно поэтому помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. Именно поэтому педагоги и родители группы приняли решение о использовании приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с обучающимися.
На своей страничке учителя-дефектолога я планирую разместить серию статей, посвященной коррекционной работе с обучающимися с РАС при использовании приемов метода сенсорной интеграции. И первая статья посвящена вводному аспекту в теорию метода.
Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт, доктор философии, психолог и педагог Энн Джин Айрес.
Исследованием сенсорного развития детей с РАС занимались как зарубежные исследователи, такие как С. Барон-Коэн, П. Болтон, У. Кислинг, А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей, так и отечественные исследователи Ю. В. Никитина, О. П. Комарова, К. С. Лебединская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, Т. И. Морозова, С. А. Морозов и другие.
В настоящее время разработаны и широко применяются различные методы и программы, которые направлены непосредственно на улучшение функционирования сенсорных систем. Одним из таких направлений работы в области сенсорного развития является метод сенсорной интеграции.
Итак, интеграция - это вид организации чего-либо. «Интегрировать» - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система.
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.
Цель данного метода коррекции - научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.
Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами : вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса. Это основа для работы сенсорных систем нашего организма.
Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.
Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия.
С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.
Основными факторами в нарушении сенсорной интеграции, по данным Российского Государственного Медицинского Университета им. Н. И. Пирогова, у детей дошкольного возраста являются: патологии течения беременности, генетические нарушения, недоношенность, средовый фактор, постнатальный фактор.
По мнению Лоер А. Хоекман, психолога, дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: ребёнок получает слишком много чувственной информации и его мозг перегружен; ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации. Упорядочивание ощущений – это и есть сенсорная интеграция. Сенсор (от лат. sensus, «восприятие»).
Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:
1 ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;
2 ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.
В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т. д. Это гиперфункция
Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия. Это гипофункция.
В следующей статье мы подробнее рассмотрим симптомы нарушений сенсорной интеграции.