Приложение МААМ

Использование прищепочного театра в развитии мелкой моторики детей раннего возраста

Людмила Дементьева
Использование прищепочного театра в развитии мелкой моторики детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ОМСКА

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 37»

Использование прищепочного театра в развитии мелкой моторики детей раннего возраста

Выполнили: Кардакова Любовь Николаевна

Дементьева Людмила Викторовна

Омск-2022

Формирование мелкой моторики рук у детей при помощи прищепочного театра в развитии без специального обучения не происходит.

Публикация «Использование прищепочного театра в развитии мелкой моторики детей раннего возраста» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности мелкой моторики рук и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (Н. В. Азовцева, М. С. Рузина, О. С. Бот, В. В. Цвынтарный и др.).

Дело в том, что «традиционные» игры на развитие мелкой моторики – шнуровки, мозаики, лепка и тому подобные, не обеспечивают полное и правильное этой моторики развитие. Во-первых, они тренируют только «главные» пальцы, а безымянный и мизинец почти не участвуют в играх. А во-вторых, эти игры используются для развития движений сжатия, и почти никогда – растяжения и расслабления, что приводит к перекосу в развитии пальцев и повышенному мышечному тонусу. Именно поэтому наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, игольчатых ковриков, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое, много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей.

Практическая значимость данной работы заключается в разработанных театрализованных постановках с использованием нетрадиционного материала (прищепки) по развитию мелкой моторики рук детей, которые могут быть использованы специалистами, воспитателями, и родителями.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков (навык восприятия звуковой и слого-орфографической структуры слова) находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Мелкая моторика развивается игрой. Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики.

• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);

• пальчиковые игры;

• лепка;

• массаж пальцев и кистей.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры с прищепками.

Прищепкотерапия — старинный народный способ массажа пальцев рук. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение.

Занятия и игры – упражнения детей сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников. При этом надо помнить, что прищепки не должны быть слишком тугими, но и от слабых прищепок толку мало, использовать их можно от трех до десяти минут. Для массажа захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Исходное положение для упражнений с прищепками : согнутая в локте рука стоит на столе, прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Дети ритмично открывают и закрывают прищепку проговаривая слова, например: «В зоопарке воробей пообедал у зверей, а зубастый крокодил чуть его не проглотил» — на последней строчке «кусает» за палец левой руки.

В свое время еще Мария Монтессори предлагала обратить внимание на обыкновенные бельевые прищепки, как на отличный и легкодоступный тренажер для пальчиков. Ну а связь пальчики – мозг уже давно исследована и описана как физиологами, так и психологами.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук, особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта.

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Необходимо ребенку показать, как держать прищепку тремя пальцами, сжать и разжать ее несколько раз своими руками. Потом вложить прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помочь научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, можно предложить ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если ребенок будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки, к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т. д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.

Таким образом исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи дошкольника, наиболее эффективный метод формирования является театрализованные игры с использование прищепок. Дети очень любят любой театр, особенно театр на прищепках. Прищепки, способствуют развитию мелкой моторики рук. Движения организма и речевая деятельность имеют единые неразделимые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавливают платформу для развития речи.

Ведь именно речь имеет большое значение в дальнейшей адаптации ребенка в социуме.

Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

У детей с проблемами в речевом развитии очень нарушена связная речь. Дети часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют на их игровую деятельность.

Давно известно, что одним из главных способов развития речи является развитие мелкой моторики.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными.

Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Практически каждый взрослый знает о пальчиковых куклах и прищепочный театре. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребёнка путем проигрывания различных ситуаций.

Прищепочный театр – это ещё и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Прищепки помогают развитию подвижности пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции, ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают, и плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Таким образом, игры с прищепками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Прищепочный театр должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику.

Прищепочный театр — это уникальная возможность расположить любую сказку прямо у себя дома, в которой ребенок сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе. Если кроха совсем еще мал, за него это сделает мама — и благодарности вашего малыша не будет предела.

А еще маленькие фигурки прищепочного театра создадут компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. С их помощью можно оживить любимые стихи, сказки, потешки. Незамысловатая игрушка разовьет интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Прищепочный театр привьет малышу умение слушать, разовьет мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок по сути играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Серьёзное внимание уделялось созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовали в группе развивающие центры :

Театральный уголок– пополнили уголок прищепочным театром, по знакомым сказкам: Теремок, Колобок, Репка, Зимовье зверей.

Игровой – разместили настольные театрализованные игры, сказки, потешки, таблицы пальчиковых игр.

Для подготовки к совместной деятельности по прищепочному театру было проведено 15 пальчиковых игр.

После проведения игр, были проведены совместная деятельность по прищепочному театру.

Во время проведения прищепочного театра было заметно, что дети с удовольствием включались в работу заданную воспитателем: повторяли песенки, слова из произведений, легко узнавали персонажей из сказок, пытались и сами проигрывать сказки с помощью театра.

Таким образом, пальчиковые игры действительно поспособствовали некоторой подготовкой детей к прищепочному театру. Дети после пальчиковых игр без затруднений играли сами в подобные театры.

Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:

• Рисование по трафаретам.

• Рисование по фигурным линейкам.

• Штриховка.

• Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

• Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

В младшем дошкольном возрасте обнаруживается недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость, а также имеется недоразвитие пальцевого праксиса. Отмечается общая моторная неловкость, наличие гиперкинезов или, наоборот, гипокинезия (мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений. Эти особенности влияют не только на общее недоразвитие устной речи, но и затрудняют овладение письмом и рядом других учебных навыков в дальнейшем, а потому нуждаются в развитии и особом внимании со стороны взрослых. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики у дошкольников в образовательном процессе ДОУ.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возрастаПособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече, посвящённой развитию мелкой моторики моих малышей. Мелкая моторика - это.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста (часть 2)Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста (часть 2) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече. Хочу снова поделиться очередными пособиями, созданные для моих малышек.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование прищепочного театра в развитии мелкой моторики детей раннего возраста
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 10:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование прищепочного театра в развитии мелкой моторики детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Дементьева (УИ 2979911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД