Наталья Конщина
Использование природных камней самоцветов в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Красотою самоцветов
С детства мы удивлены.
Огоньками радуг ярких
Улыбаются они.
Аметист, агат прозрачный
И зеленый малахит,
Привлекает синью нежной
Наш байкальский лазурит.
Серый однообразный городской пейзаж в условиях длительной зимы особенно угнетающе действует на детскую психику. Дети испытывают сенсорный «голод», им не хватает разнообразных цветовых ощущений. Недостаток ярких чувственных переживаний замедляет развитие ассоциативных полей головного мозга, ослабляет взаимодействие его полушарий. Вербально-логическое мышление и другие функции левого полушария оказываются в не эмоциональной сферы правого полушария.
Публикация «Использование природных камней самоцветов в работе с детьми» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Одним из способов преодоления сенсорной депривации, а также средством активизации речевого развития стало использование нами в работе с детьми природных камней-самоцветов, в первую очередь тех, которыми богаты недра нашего Прибайкалья. В течение многих лет в работе с детьми педагоги ДОУ используют уникальную методику, разработанную учителем-логопедом Т. Г. Здериглазовой, «Использование камней-самоцветов для преодоления сенсорной депривации и речевого недоразвития у дошкольников»
Почему именно камни? Потому что ни один природный материал не притягивает детей с такой силой как разноцветные камешки.
Благодаря использованию камней-самоцветов у детей активнее протекает развитие таких неречевых психических процессов, как внимание, память, обобщение и др. Манипуляции с камнями вызывают у ребенка массу положительных эмоций, а использование легенд, сказок о камнях позволяет развивать связную речь детей.
Нельзя не сказать и об оздоровительном воздействии камня на человеческий организм. На первое место здесь выходит психотерапия цвета. Уже никто не отрицает, что влияние цвета на человека очень велико. Зная о лечебных свойствах каждого цвета можно подобрать камни определенной цветовой гаммы, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности детей.
Предлагаем вашему вниманию некоторые приемы работы с использованием камней-самоцветов
Приемы работы с использованием камней-самоцветов
Каменная азбука
Название говорит само за себя. В процессе изучения звуков и букв дети знакомятся с соответствующими камнями : А - агат, амазонит, аметист; Б - байкалит, бирюза и т. д.
Чудесный мешочек
В красивый плотный мешочек положить разные мелкие предметы, в том числе несколько камней, ребенку предлагается из всех предметов выбрать только камни. Найдя камень, ребенок должен сказать, какой он на ощупь, затем достать камень из мешочка, рассмотреть его и описать (можно использовать лупу).
Подбери картинки к камню
Ребенку или небольшой группе детей предлагаются картины с изображением пейзажей и камень. Задание: Среди этих картин надо найти такие, которые похожи на этот камень. (Нефрит - изображение тайги, зеленого луга, поля; родонит - закат на Байкале, цветущий багульник).
Этот вид работы представляется нам особо значимым в связи с высоким уровнем климато-территориальной маргинальности, который исследователи отмечают у многих городских детей. Можно предположить, что положительные эмоции, вызываемые у ребенка «общением» с камнями, помогут ему понять и принять картины родной природы.
Очень эффективны в работе с детьми и так называемые пейзажные агаты, в которых даже неискушенный взгляд ребенка угадывает берег моря, небо, покрытое облаками, лед на Байкале.
Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков
Для них подбираются камни, в названии которых имеется автоматизируемый звук:
а) Какой камешек исчез?
Раскладывается несколько камней. Их названия четко проговариваются ребенком. Предлагается внимательно посмотреть на камни и постараться их запомнить. Затем ребенок отворачивается, а логопед убирает один камень, ребенок должен угадать, какой камень исчез.
б) Какой камешек лишний?
Ребенок должен выбрать тот из четырех камней, в названии которого нет автоматизируемого звука.
в) Ребенок называет разложенные камешки (в из названиях обязательно есть смешиваемые звуки, например, Л-Р) и те, в названии которых есть звук Р, оставляет себе, а камешки со звуком Л в названии отдает.
Можно долго продолжать перечень подобных модификаций известных приемов.
Рисуем камни
Для этого используем рисование на мокрой бумаге, пальцевую живопись, технику монотипии, когда рисунок наносится кистью на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге. Полученный оттиск напоминает камень. Когда узор получается замысловатым, можно предложить ребенку определить, на что он похож. Если требуется, рисунок можно немного дорисовать и придумать к нему название.