Получи документы

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста

Елена Ивановна Григорьева
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Потешки-это жемчужина устного народного творчества, это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок в детстве. Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить. Детей привлекает их звучность напевность, повторяемость. Меткие выражения потешек обогащают словарь ребёнка, прививают любовь к народной поэзии, способствуют нравственному и эстетическому развитию.

Как же использовать потешки?

Чтобы вызвать у детей желание умываться прохладной водой, рассказываем потешку :

”Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Темочки:

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток!”

Позже рассказать потешку при проведении дидактической игры “ Купание куклы” и при рассматривании картины “ Девочка купает куклу’. Детям потешка нравится, они с удовольствием проговаривают её в процессе умывания, используют в играх с куклой. При обучении детей разным умениям умывания прочитать такие потешки :

” Мыль ладошку, мыль ладошку,

Понемножку, понемножку,

Мыль, мойся, старайся. ” Или :

“ Кран откройся,

Нос умойся,

Мойтесь сразу оба глаза,

Льётся светлая водица,

Уши тоже любят мыться. ”

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между взрослыми и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

дем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

В гости нас звала принцесса

Кушать пудинг сладкий.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго…

Как собачки говорят? Гав-гав!

(Повторять, изменяя зверей у порога,

пока ребенку не надоест:

(Два котенка – мяу-мяу!

Две собачки – гав-гав!

Два утенка – кря-кря!

Два цыпленка – пи-пи-пи!

Два теленка – Му! Му!

Две овечки – Бее! Бее!

Два козленка – Мее! Мее!

Две лягушки – ква-ква)

ду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом. в яму!

Бух!

УТЕШАЕМ ПЛАЧУЩЕГО МАЛЫША

е плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

Не плачь, не кричи,

Дам тебе три.

ридет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет киска

Наша детка хороша.

ы, Катюшечка, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

ДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ С ПОТЕШКОЙ

нас Саша сын один,

Мы в обиду не дадим.

Пиджак сошьем

И гулять пошлем.

алыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире!

аме - саженку,

Папе - саженку,

Бабушке - саженку,

Дедушке - саженку.

Всем-всем по саженке,

А Ванечке - больше всех.

отягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

отянись дружок,

Повернись на бочок,

На животик повернись,

Нежно маме улыбнись.

Я по спинке пройду,

Хворобушку отведу,

Расти ладненький

Да здоровенький.

Одевание.

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязали дружно шапки

Шарфики красивые.

Надеваем мы на ножки

Валенки или сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать бегать и скакать.

Тушки-тутушки,

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам надевать.

Тетка Агашка,

Cшей мне рубашку!

Надо нарядиться -

Едем прокатиться!

ПОТЕШКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

1. Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленькая.

Поди, Катя, горенкой,

Топни, Катя, ноженькой.

2. Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

3. Уж ты, зимушка – зима,

Закружила, замела.

Все дорожки, все пути –

Не проехать, не пройти.

4. Пришла коляда –

Отворяй ворота!

Дайте коровку,

Масляну головку!

5. Наша – то хозяюшка сметливая была,

Всем в избе работушку к празднику дала.

Чашечку собачка моет язычком.

Мышка собирает крошки под окном.

По столу котище лапою скребет.

Половичку курочка веничком метет.

6. Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

7. А тари, тари, тари,

Куплю Маше янари.

Останутся деньги –

Куплю Маше серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошки –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.

8. Весна – красна!

На чем пришла?

На березе, на сосне,

На шелковой траве,

На ржаном снопочке,

На золотом колосочке

Таким образом, в детских потешках заложен тонкий

педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слоо можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду и дома позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Публикации по теме:

Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» Введение В последнее.

Использование игрового стретчинга в работе физкультурного работника с детьми дошкольного возраста. «Использование игрового стретчинга в работе физкультурного работника с детьми дошкольного возраста». Цель -изучить методику игрового стретчинга.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: - мелкой моторики рук и тактильного.

Использование устного народного творчества в работе с детьми младшего дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Вода и массаж как лечебные профилактические средства были известны еще в глубокой древности. Их благотворное воздействие на организм человека.

Мастер-класс «Использование арт-терапии в работе c детьми дошкольного возраста» План проведения: 1. Знакомство. 1.1. Упражнение «Знакомство» Ведущий и участники знакомятся друг с другом, говорят о своем настроении.

Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2016 в 21:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Григорьева (УИ 411653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД