Анастасия Середа
Использование природного материала для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с природными материалами – исторически сложившаяся деятельность детей, направленная на познание предметной действительности. Дети строят, мастерят, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, гибкость и свободу движений. Играя с природным материалом, дети активно познают окружающий мир.
Публикация «Использование природного материала для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время природные материалы заменены искусственными игрушками, которые, в свою очередь, недостаточно способствуют познанию окружающего мира, его объектов и явлений. Следовательно, возникает необходимость укрепления связи детей с природой, приобщения к ее красоте и ценности, что способствует всестороннему развитию ребенка, и главным образом, развитию двигательных способностей, начиная с раннего возраста.
В работе с детьми раннего возраста целесообразно использовать игры с песком и водой, с растительным материалом : шишками, камнями, ракушками и др. Помимо игр, следует приобщать детей к сбору природного материала : на прогулке обращать внимание детей на изогнутые красивые ветки, разноцветные листья, разнообразные растения, красивые ракушки. После сбора природный материал необходимо промыть, просушить, разложить в контейнеры или коробки, привлекая детей к обработке. Такая деятельность представляет возможность не только развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность рук у детей раннего возраста, но и прививать любовь и интерес к объектам и явлениям природы, знакомит со свойством и качеством материала, закладывает основы трудовой деятельности и познавательного интереса.
Кроме этого, использование природного материала для развития мелкой моторики влияет на эмоциональное состояние детей, помогает снять напряжение, формировать интерес к упражнениям и занятиям.
Однако, при организации и проведении работы с природным материалом необходимо придерживаться следующих правил:
• чистота материала и его безопасность для детей раннего возраста;
• отсутствие у ребенка аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках;
• при организации игр с водой используют непромокаемые фартуки, вода должна быть теплой;
• соблюдение гигиенических норм.
Природный материал целесообразно использовать в основных средствах для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста :
1) Массаж кистей, ладоней и пальцев рук. Массаж является одним из эффективных средств развития мелкой моторики, он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему рук, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. В качестве массажеров в работе с детьми раннего возраста можно использовать камни, березовые чурочки, шишки, желуди, грецкие орехи, крупные кости, ракушки.
2) Пальчиковые игры, тактильные чистоговорки. Применять природный материал для развития мелкой моторики следует во время тактильных чистоговорок, пальчиковых игр и гимнастики. Это помогает ребенку научиться удерживать природный материал в ладонях и сжимать его с разной силой, перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов, выполнять круговые движения, сжимать и разжимать руки в желудях, орехах (сухой бассейн).
3) Игры-эксперименты с песком. При организации игр с песком следует использовать разнообразные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, необходимые для формирования захвата. Также пропуская сухой песок воронки, заполняя ими баночки, у детей формируется навыки сенсорной интеграции. Наличие влажного песка позволяет сооружать различные постройки, у ребенка формируются другие действия: сжимать, прихлопывать, защипывать. Эти действия позволяют совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, в них активно развивается тактильная чувствительность, умение пользоваться инструментами. Кроме того вызывают познавательный интерес, развивают наблюдательность и умение делать простые умозаключения.
4) Игры-эксперименты с водой и со снегом. В играх-экспериментах простые манипуляции, такие как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, координации движений в системе «глаз-рука». Игры со снегом имеют свою специфику: они требуют усвоения приемов его преобразования, самый простой прием – лепка: педагог предлагает вылепить комочки – снежки, или в присутствии детей лепит фигуру и предлагает украсить ее при помощи камней, сухих веточек.
5) Дидактические игры с растительным материалом (шишками, палочками, листиками, ракушками, крупными косточками, камнями, спилами с деревьев). В первую очередь детей раннего возраста учат ощупывать, перебирать, обследовать природный материал : игры на сортировку, перекладывание из одной емкости в другую, перебирание для развития хватательных движений (щепотью или двумя пальцами) и динамической координации движений.
6) Продуктивные виды деятельности:
• рисование на крупе, рисование пальцем на окрашенных камнях;
• украшение пластилином природного материала, например, камня, древесного среза и т. д. (прижимать пластилин кончиками пальцев, а также выкладывание узора (вдавливание камней, ракушек) на пластилиновой основе;
• лепка простых форм из соленого теста. Соленое тесто – экологичный, безопасный для детей раннего возраста материал, пластичный и приятный на ощупь. Отличительной особенностью при работе с соленым тестом является то, что лепку можно совместить с раскрашиванием;
• бесклеевая аппликация – выкладывание листьев на бумагу;
• выкладывание простых картинок из камней или ракушек (дорожка, цветок, гусеница, грибок, выкладывание на картинки-схемы (бусы для куклы, выложить пятнышки у жирафа).
Использование природных материалов в продуктивных видах деятельности способствует развитию мелких мышц кисти руки : учит работать кончиками пальцев, формирует гибкость и динамическую координацию пальцев рук.