Виктория Соловова
Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Подготовили:
Соловова В. В.
Г. Спасск,2016
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
В начале своей творческой презентации я хотела рассказать немного о себе. Меня зовут Соловова Виктория Викторовна. Родилась 4 ноября 1986 года, замужем, есть двое детей. С детства люблю детей, поэтому и выбрала профессию педагога. В свободное время увлекаюсь выпечкой, делаю вот такие замечательные тортики из мастики.
Тема моей научно-методической работы «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста».
«Творчество во всем!»- девиз ТРИЗ-педагогов
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Основателем ТРИЗ-педагогики стал отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются : формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие твор-
ческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления. Придание занятиям комплексного характера.
Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность. Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
ТРИЗ-педагогика одна из наиболее перспективных развивающих технологий в дошкольном образовании
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. При решении триз-задач используются следующие приемы :
- Разрешение противоречий во времени
– графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив из них общие признаки;
– эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым или отождествляемым предметом, вхождение в роль кого-либо или чего-либо;
– мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
– морфологический анализ – умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные;
– каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действия;
– приемы типового фантазирования – умение делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приемов, заданных педагогом;
– метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных свойств предмету, представление их и объяснение практического назначения нетипичных свойств.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Теперь рассмотрим этапы работы.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры:
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,.)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей : надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Пр: идёт дождь. Какие положительные и отрицательные стороны этого явления.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки.. .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные»
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются :
– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не
только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
– повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое; – формирование навыков связной речи :
– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
ребенку надо составить рассказ (новую сказку, проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого
воображения, художественного вкуса;
– положительная динамика в развитии памяти : ребенку надо запомнить новое сло-восочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную
перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант) (МФО);
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития». Спасибо за внимание!