Оксана Савишко
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8
ст. Отрадная
Методическая разработка
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»
Автор составитель:
Учитель-логопед МАДОУ № 8
Савишко О. В.
ст. Отрадная, 2015г.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаё т много проблем:
- как сделать современного дошкольника социально мобильным, выпуская его в школу, и во взрослую жизнь;
- как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
- как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения;
- как вовлечь ребёнка в интерактивную деятельность на занятиях.
Одним из эффективных путей решения поставленных проблем является работа над развитием связной речи ребёнка с использованием мнемотехники.
Цель - развитие связной речи у дошкольников с использованием приемов мнемотехники.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развитие связной речи.
2. Определить научно-теоретические основы формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Рассмотреть приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми.
4. Разработать направления и содержание коррекционной работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР.
Наряду с общепринятыми методами и приёмами вполне обосновано использование оригинальных, инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Использование мнемотехники как система различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, в конечном результате, развитие связной речи.
Использование мнемотехники позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи.
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие основных психических процессов – зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного и ассоциативного мышления, воображения.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Важную роль в освоении приёмов мнемотехники играет дидактический материал. Здесь особое место занимает использование мнемотаблиц.
Мнемотаблицы используем для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.
Коррекционно-логопедическая работа на занятиях по мнемотаблицам обычно строят поэтапна.
1 этап: Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
2 этап: Происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т. е. преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: Побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ с опорой на символы (образы) по заданной мнемотаблице.
4 этап: Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап: Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Обязательно необходимо сопровождать подобную работу с предварительной работой по :
- обогащению, уточнению и активизации словарного запаса по данной тематике;
- обсуждению с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
- выбору приемов и раздаточного материала, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам. При составлении описательного рассказа модели помогают детям самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность изложения, удержать ее в памяти. Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Часто заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает большие трудности. Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используются мнемотаблицы.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.
Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Пересказ — более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники.
Мнемотехника также является эффективным приёмом работы над звуками на этапе их автоматизации. Для этого часто используются мнемодорожки, основой которых служат известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и процессы. У детей значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повышается их эффективность.
Использование метода мнемотехники на занятиях приносит очень хороший результат:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Обучение детей для нас – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядных пособий. И чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет уровень их подготовки к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.