Евгения Петелько
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений
▼ Скачать + Заказать документы
Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. В стихотворении рассматриваются две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно "рисуют " его содержание. Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.
Публикация «Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно. Обе задачи решаются одновременно. Если в начале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажает или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляются неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности.
2. Заучивание стихотворения целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого- то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям.
4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности. Молчаливым предлагают ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым- приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
5. Необходимо создавать "атмосферу поэзии" в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Построение занятия по заучиванию стихотворения.
В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора. После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание.
С целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводить его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дели запоминают текст, воспитатель подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.
Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет не очень удачна. Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. после заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как: -игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячом); -досказывание детьми рифмующего слова; -чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; -частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива; -драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; -воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского). На формирование выразительности направлены следующие приемы : образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения подсказ нужной интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох). Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушка"). У детей младше четырех лет еще не достаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запоминать и выразительно читать стихи. Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.
В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:
• маленький словарный запас детей;
• бедная речь, состоящая из простых предложений;
• нарушение звукопроизношения;
• дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.
Почему многие авторы предлагают использовать в работе мнемотехнику? Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь. Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции. В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Основное место в работе по мнемотехнике занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, схем-моделей, мнемодорожек. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как: Развитие умения преобразовывать образы в символы. Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти. Развитие внимания. Развитие образного мышления. Развитие воображения.
Что такое мнемотаблицы, какие они бывают? Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом. Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию. Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация. Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице - Берем заданное на изучение стихотворение. - Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее. - Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок.
Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки. - После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. - Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинать работу надо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Детям старшего возраста – монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников.
Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.