Наталья Павлык
Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В июне 2012 года Постановлением Правительства РК № 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 -2016 года.
Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идёт Интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, счёту и т. д., поэтому развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных) – путь к функционально грамотной личности. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять современные новые педагогические технологии.
Публикация «Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста» размещена в разделах
Опыт моей работы (стаж – 27 лет) показывает, что учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. Обучая учащихся начальных классов, я использую в своей работе наиболее эффективные и апробированные мною технологии. Информационные (использование презентаций, интересны для учащихся и уроки с использованием игровых технологий. Игра является моим незаменимым помощником в работе, она формирует у учащихся такие качества как интерес к учебному материалу, положительное отношение к школе, внимание, мышление.
Но ведущее место на моих уроках занимает технология критического мышления (рис. 1, приёмы ТРКМ (рис. 2).
Рис. 1. Технология «Критическое мышление» Рис. 2. Приёмы ТРКМ
Наш ученик должен научиться делать выбор, принимать решения, анализировать, синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения и опыта, то есть критически мыслить.
В стадии вызова на уроке часто применяю метод ТРКМ «Верные – не-верные утверждения» (таблица 1). При выполнении мною приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
Таблица 1 - Приём «Верно/Неверно».
№ Утверждения Верно/Неверно
1.
2.
3
4
5 А. С. Пушкин – великий русский писатель.
Первые сказки А. С. Пушкину читала ею няня Арина Родионовна
Сказка – это вымышленный рассказ
"Сказка о рыбаке и рыбке" это народная сказка.
Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер
На стадии осмысления использую приём «Инсерт» (таблица 2) Данный приём позволяет детям самостоятельно ознакомиться и осмыслить информа-цию, выделив для себя важное и новое, повторить раннее изученный материал.
Таблица 2 – Приём «Инсерт».
«V»
поставьте «v»(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; «+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы чи-таете, является для вас новым; «–»
поставьте «–»(минус, на полях, если то, что вы чи-таете, противоречит тому, что вы уже знали, или ду-мали, что знаете; «?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Часто предлагаю учащимся поработать в парах с целью развития коммуникативных компетенций. Учащиеся охотно делятся новым материалом, учатся слушать и слышать друг друга. Каждый ребёнок чувствует ценность своего мнения.
Очень нравится детям приём «Лови ошибку». Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т. д., но и доказать почему ошибка и как её исправить. На уроках русского языка обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы или слова.
Для того чтобы ребёнок мог раскрыть собственное «я», использую групповую форму работы (интерактивный метод рис. 3,4,5)
Рис. 3 – Познание мира Рис. 4 – Сказочный КВН Рис. 5 – Урок грамота
Предлагаю составить кластер, постер, синквейн, презентацию, подгото-вить интервью. Эти способы позволяют сделать наглядными те процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Приём «Корзина идей» используется для сбора информации по конкретной проблеме, где дети могут высказывать идеи, дополнять, исправлять ошибки других.
Все изложенные методы и приёмы работы развивают критическое мышление, помогают формировать собственное мнение, совершенствовать навыки работы с большим объёмом информации, повышают ответственность за качество собственного образования.
Я думаю, что апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по–старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.
Литература:
1. Заир – Бек,С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004
2. Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М. ,1989
3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006.