Донцова светлана
Использование предметов-заместителей в игре дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование предметов – заместителей в игре.
Использование предметов – заместителей в игре.
Очень важно чтобы у детей во время игры были предметы заместители!
Многие недооценивают важность предметов заместителей. И задачи игры реализуются не в полной мере.
Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых модулей.
Публикация «Использование предметов-заместителей в игре дошкольников» размещена в разделах
Предмет заместитель – он носит условный характер, он заменяет функции реального предмета.
Игрушка самоделка -она сделана руками самого ребенка и похожа на реальный обьект, но носит условный характер.
Игрушку – самоделку ребенок использует достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа.
Для того чтобы ребенок изготавливал игрушки самоделки воспитатель должен показать как они изготавливаются и из чего.
Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители.
Происходит это, как правило, во второй младшей группе. Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно – игровой среде :
Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
- Создаются комплексы: «игрушка + предмет – заместитель» (ванночка + кубик)
Заводится коробка с бросовым материалом и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.
В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.
Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затеи вырезать в них красивые окошечки. Главное условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.
Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений.
Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «ням-ням, пирожок», постучав шариком по столу, начинает «чистить и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка».
Каждое игровое значение должно быть выражено действием, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай попробую» .
Затем организует игры с использованием предметов – заместителей обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные.
Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.
Необходимо обыграть любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания.
По мере развития игры использование предметов – заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку «сумочка», тянет колечко по столу «машина» и др.
Если в самостоятельной игре ребенок использует заместители нужно обязательно спросить что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.
Введение предмета готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами.
При обучении детей действиям с предметами – заместителями два – три раза в неделю воспитатель создает проблемно – игровые ситуации. Для этого воспитатель специально организует предметную среду.