ИРИНА черникова
Использование практического метода при ФЭМП дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование практического метода при ФЭМП дошкольников.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Публикация «Использование практического метода при ФЭМП дошкольников» размещена в разделах
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения :
практические, наглядные, словесные, игровые.
При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств и т. д.
Но ведущим является, конечно, практический. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).
Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:
- выполнение разнообразных практических действий;
- широкое использование дидактического материала;
- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:
- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;
- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.
Многим из вас знаком раздаточный материал - полоски. Существует множество игр и игровых упражнений с использованием данного дидактического материала.
Использование технологии ТРИЗ позволяет индивидуализировать задания на полосе, воспитывать самостоятельность. Уже со второй младшей группы дети учатся читать символы и выкладывать объекты на полосе, самостоятельно раскодируя задание.
1. Помогите геометрическим фигурам найти свое место.
2. Посчитайте сколько геометрических фигур на верхней полосе. Обозначьте количество цифрой и т. п.
Со второго полугодия полоса усложняется и превращается в «Математическую матрицу»
«Матрицы» способствует развитию всех умственных операций, а значит и развитию мышления в целом.
ВАРИАНТ 1.
Опираясь на морфологическую таблицу, необходимо набрать геометрические фигуры определённой формы, цвета, размера и количества и на планшете выложить рисунок. По окончании дети рассказывают о том, что получилось.
ВАРИАНТ 2.
Дети работают в паре. Один ребёнок «читает» таблицу (называет фигуру, её признаки, другой ребёнок выкладывает фигуры на планшет.
ВАРИАНТ 3.
Воспитатель выкладывает рисунок на планшете, ребёнок должен найти таблицу которая соответствует выложенному рисунку на планшете, и проверить правильность рисунка.
Еще один прием, который широко используется мною и относиться к группе практических методов – это моделирование.
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения.
Всем нам знакома линейка. Моделью чего является линейка? Совершенно Линейка – это модель числового отрезка.
Упражнения с использованием линейки позволяют :
познакомить со способом сложения и вычитания; закрепить пространственные представления (вправо, влево); отношения больше-меньше.
Математическое моделирование очень важный прием при обучении решению арифметических задач.
Анализируя программу Колесниковой «Математические ступеньки», я отметила, что при решении задач в основном используется способ счета.
Но исследования ученых показывают, что решение задач привычным способом счета, не прибегая к рассуждениям о связях и отношениях между компонентами, как правило, способствует механическому усвоению схемы задачи, что в дальнейшем приводит к затруднениям в школьном обучении. Таким образом, первый этап использования схематизированных моделей является очень важным. При такой технологии дети упражняются в выполнении различных операций над множествами (объединение, выделение правильной части множества, дополнение, пересечение). Дети более четко начинают понимать отношения между частью и целым, а поэтому осмысленно подходят к выбору арифметического действия при решении задач.