Шерова Людмила Анатольевна
Использование нетрадиционной техники рисования «метода тычка» в рисунках детей по произведениям Е. И. Чарушина
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционной техники рисования "метод тычка" в рисунках детей по произведениям Е. И. Чарушина.
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.
Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования „метода тычка“ в рисунках детей по произведениям Е, И, Чарушина» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Нетрадиционные техники рисования
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Рисование. ВСЕ материалы
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Для дошкольников является сложной методика изображения предметов тонкими линиями. Ребёнок еще не осознаёт, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. При раскрашивании рисунков красками с помощью мазков или методом заливки, изображения предметов получаются однотонными, плоскими. Ребёнок торопится - рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображение зверей, птиц, крон деревьев, цветов. На помощь приходит нетрадиционный способ рисования - метод тычка.
Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изодеятельности в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом.
Использование нетрадиционных техник рисования :
- Способствует развитию внимания и усидчивости;
- Способствует снятию детских страхов;
- Развивает уверенность в своих силах;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- Развивает чувство фактурности и объёмности;
- Развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
- Способствует развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Используя в рисовании метод «тычка», продуктивная деятельность детей будет более увлекательной, завораживающей и восхищающей. Для того чтобы работа была выполнена аккуратно и красиво, необходимо соблюдать следующие требования:
- Подобрать кисти (широкую и тонкую,
кисточка должна быть жёсткой (предпочтительнее из натуральной щетины) и, самое главное, сухой, т. е. её не нужно перед началом рисования окунать в воду;
- Чтобы кисть лучше расплющивалась при тычке о бумагу, ее надо немного подрезать, т. к. кисть с длинным ворсом не будет образовывать «пушистую» точку, а просто ляжет в одну сторону;
- Краски должны быть густыми (хорошо подходит гуашь);
- Выполнять работу, держа кисть вертикально к листу бумаги;
- Первый «тычок» хорошо сделать на отдельном листе бумаги;
- Сначала, тычками выполняется контур рисунка, а затем он весь заполняется частыми тычками (без промежутков);
- После каждого промывания кисти ее необходимо насухо вытирать тряпочкой.
Рисуя животных, дети закрашивают их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого мы и используем метод «тычка». Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски.
Важно:
- Детям младшего дошкольного возраста рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать);
- На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного;
- Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
Варианты работ:
тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи, а также использовать метод «тычка» в рисунках детей по произведениям Евгения Ивановича Чарушина.
Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей. В иллюстрациях Е. И. Чарушина зверюшки представлены в ярких образах, душевно и с большой теплотой. Художник использует собственные приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Поэтому его герои и реалистичны, и сказочны. Евгений Чарушин умел выразить характер каждого героя. Сказочные звери Е. И. Чарушина обаятельны и добры. Особенно хорошо художнику удавалось изображать звериных детенышей - мягких, пушистых и беззащитных. Метод «тычка» является замечательным способом создания маленьких шедевров по произведениям писателя, художника –анималиста Е. И. Чарушина. Рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства. Вот она живая природа, попробуй только и у тебя получиться запечатлеть ее первозданную красоту, нежность и трепетность.
Рисование методом «тычка» открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.