Екатерина Игоревна
Использование познавательных викторин по развитию речи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С прошлого года мы ввели в практику использование речевых викторин в нашем детском саду. Зачем они нужны? Викторины учат детей находить ответы на вопросы, грамотно их оформлять на бланке, готовят к самостоятельной работе в школе, развивают внимание, память, мышление и дают возможность сделать срез знаний, путем анализа результатов викторины. Найти пробелы в знаниях конкретного ребенка или группы. Мы проводили викторины «Готовимся к школе», «Что мы знаем?», «В гостях у буквы У», «По сказкам А. С. Пушкина для детей 5-7 лет», «Буква А нас зовет (5-6 лет)». Почти все викторины составлялись самостоятельно, пара дорабатывалась на базе уже существующих викторин. В одной из последних викторин использовались («Буква А нас зовет») детям было предложено 7 заданий на внимательность, умение выделить первый звук в слове, количество и последовательность звуков в словах, навыка составления схемы слова цветом (гласный/согласный, тердый/мягкий, умение печатать слова по слуху, навыка прямого счета, графических навыков, умения выделить лишнее из ряда предложенного, выявление умения копировать узоры, ориентироваться на листе бумаги.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Давайте подробнее разберем эти задания:
Задание №1. Отгадайте кроссворд (автобус, акула)
Цель: Оценка логического и образного мышления, внимания и воображения, словарного запаса, умения определить количество и последовательность звуков в словах, зрительного гнозиса букв.
Задания в кроссворде представлены в виде загадок, а отгадки (которые можно использовать и в качестве подсказок) в виде картинок. Кроссворд состоял из двух слов (Акула, Автобус).
Задание №2. Обведи все буквы А
Цель: Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Детям предлагается несколько рядов букв, найти нужно только букву «А», заключив ее в кружок.
Задание №3. Найдите картинки, названия которых начинаются на букву А, обведите их.
Цель: Оценка навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия через освоение звукового строя языка. В задании используются картинки, в названии которых не более трех простых слогов. Детям сначала предлагается назвать все картинки, а затем выделить первый звук в каждой. Все операции проводяться детьми устно, самостоятельно, шепотом. Далее каждый ребенок сам решает, какую картинку заключить в кружок.
Задание №4. «Продолжи узор»
Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.
На бланке приведены образцы трех дорожек, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Успешно выполненным считается тот вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность в узоре, не привносит дополнительных элементов и не делает элемент «завитка» в третьей дорожке похожим на шар. При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша.
Задание №5. Соедини по цифрам. Что у тебя получилось?
Цель: Оценка умения считать до 10, знания образа цифр, графических навыков (умения проводить вертикальные и горизонтальные линии).
Это задание, в котором необходимо соединить последовательно по цифрам точки, чтобы получить задуманный контур. Для выполнения задания необходимо правильно держать в руках карандаш и правильно направлять его, соединяя точки.
Задание №6. «4 лишний»
Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее.
Цель: Оценка умений оперировать образами предметов, навыков обобщения и выделения единых признаков у предметов или явлений. Детям предлагалось три ряда картинок, в каждом необходимо найти лишнюю картину по тому или иному признаку, объединяющему остальные; и заключить ее в кружок.
Задание №7. На картинках изображены люди, названия профессий которых начинаются на букву А. Посмотри и определи, кто это?
Цель: Оценка навыков звукового анализа (определения последовательности и количества звуков в слове, различение гласных и согласных звуков (по твердости/мягкости). Детям было предложено две картинки, определив профессии, им необходимо было провести звуковой анализ слова, и соответствующими цветами заполнить схему. Задание наглядно дает понять, различает ли ребенок звуки речи.
Самыми сложными для детей оказались 1, 4, 7 задания. Это говорит о том, что в работу нужно включить:
1) больше кроссвордов и ребусов, потому что детям сложно найти ответ самостоятельно;
2) графические диктанты по слуху, по образцу, штриховки;
3) акцентировать внимание на развитии фонематических процессов.