Елена Васячкина
Использование игр в работе по развитию речи дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Публикация «Использование игр в работе по развитию речи дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Наиболее признанными воспитателями и принимаемыми детьми являются следующие виды игровых приемов: дидактические игры, ролевые обучающие игры, игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
Этими фактами и был обусловлен выбор методической темы: «Использование игр в работе по развитию речи дошкольников».
Актуальность темы.
Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его.
Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка. Они в полном объёме развивают все стороны произносительной речи ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Исходя из опыта своей работы, хотелось бы выделить наиболее эффективные методы и приемы театрализованной деятельности в работе по развитию речи :
Игровые:
Использование элементов подвижной игры
Сюрпризные моменты
Имитационные движения с элементами звукоподражания
Обыгрывание текста
Словесные:
Повторение речевого материала
Вопросы
Использование текстов с повторяющимися элементами
Чтение произведений со звукоподражаниями
Договаривание слов, фраз
Похвала
Наглядные:
Использование иллюстраций к текстам
Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)
Использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Для реализации самостоятельной и театрализованной деятельности детей изготовлены пособия: полумаски, костюмы, атрибуты для пальчикового, кукольного, настольного театров, дидактические игры, настольные обучающие игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Достижения воспитанников демонстрируем регулярно. Ставим театрализованные постановки на утренниках. Участвуем в открытых мероприятиях на различных уровнях «День семьи», «Неделя специалист», «КМО», выступление на родительских собраниях; театрализованные представления для малышей.
Работа с родителями строилась в несколько этапов
- консультации;
- проведены конкурсы костюмов;
- родители помогали в оснащении театрализованного уголка
-раздача памяток и т. д.
Данные диагностики свидетельствуют об эффективности проводимой работы
Данные за 2012-2013 учебный год
29 детей 27 детей
Высокий – 9 – 31% Высокий – 18 – 67%
Средний – 17 – 59% Средний – 9 – 33%
Низкий – 3 – 9%
Данные за 2013-2014 учебный год
25 детей 26 детей
Высокий – 3 – 12% Высокий – 18 – 69%
Средний – 19 – 76% Средний – 8 – 31%
Низкий – 3 – 12%
Данные за 2014-2015 учебный год
28 детей 28 детей
Высокий – 8 – 28% Высокий – 19 – 68%
Средний – 18 – 65% Средний – 9 – 32%
Низкий – 2 – 7%
Проводимая работа по использованию игр в работе по развитию речи дошкольников позволяет расширить игровой опыт, связную речь, грамматический строй речи, улучшить интонационную выразительность. Исходя из этого можно сделать вывод, что игра в «Театр» – это один из видов игровой деятельности детей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.