Получи документы

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи

Анна Горбачёва
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»

Вторая младшая группа.

Общая характеристика речи. В этом возрасте продолжают развиваться коммуникативные способности, основой которых является речь. К трё м годам ребенок:

- имеет достаточный большой словарный запас (до 1500 слов, включающий существительные, глаголы, прилагательные, местоимения;

- использует в общении предметные действия, движения, мимику, жесты.

Речь ребё нка:

Публикация «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» размещена в разделах

- непроизвольная и ситуативная;

- изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы;

- состоит из простых предложений, характеризуется нестандартным порядком и преобразованием слов;

- отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Часть информации в первых предложениях ребёнка передаётся движениями, мимикой, жестом, взглядом, прикосновением, предметным действием, часть – словесно. Речевые и неречевые способы общения сосуществуют. В дальнейшем их соотношение меняется в пользу речи.

Речь в 3-4 года ситуативная, она вызывается впечатлениями от непосредственно воспринимаемого. Понимание опирается на языковые средства и ситуацию. Ситуативная речь понятна участникам взаимодействия и общение основывается на практических действиях. Кстати, именно поэтому нельзя:

-заучивать длинные, непонятные стихотворения;

- читать детям нравоучения;

- обучать нормам поведения, основываясь на словах, а не на практике. Обучайте детей на конкретных примерах из повседневной жизни.

Вторая младшая группа это синзетивный т. е. благоприятный период для развития речи через двигательную деятельность ребёнка, как через развитие мелкой моторики, так и общей.

Почему необходимо развивать общую и мелкую моторику? Область головного мозга, отвечающая за речь, расположена рядом с областью, контролирующей общую двигательную деятельность, и фактически является её частью. Поэтому становление речи ребёнка прямо зависит от развития моторики в целом. У большинства детей недостаточно сформирована регуляция произвольных движений рук, ног и контроль за ними, координация. Отмечаются несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация действий кистей и пальцев рук, плохая работа мышц лица, в том числе артикуляционных. Недостаточная лицевая и артикуляционная моторика становится причиной неправильного звукопроизношения, общей «смазанности» и невнятности речи. Особенно велико влияние импульсов, поступающих в речевые области мозга от пальцев рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие мелкой моторики соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие будет в пределах нормы, если двигательная активность пальцев мала, задерживается и развитие речи.

Поэтому необходимо проводить упражнения для развития двигательной сферы ребёнка.

Упражнения на закрепление навыков самообслуживания: застёгивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать и развязывать ленты, пользоваться столовыми приборами.

• Пальчиковую гимнастику.

• Игры, требующие координации движений, в том числе занятия логоритмикой.

В работе над тонкой моторикой применяются специальные упражнения различной направленности: статические (удержание приданной пальцами позы, динамические (развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую, расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.

1. Артикуляционная гимнастика

Вкусное варенье

Как играем: ребенок должен слегка приоткрыть рот и облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. При этом нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала.

Непослушный язычок

Игра помогает выработать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким и расслабленным

Как играем: ребенок должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая («наказывая») его губами, произносить: «Пя-пя-пя».

Закрепляем: делаем это упражнение перед зеркалом.

Лошадка

Как играем; предложите ребенку поцокать, как лошадка. Цокать нужно язычком, прижимая его к альвеолам верхних зубов.

Закрепляем: такое упражнение можно делать каждый день.

Игра помогает учить произносить короткие чистоговорки

Как играем: дети 3-4 лет любят играть словами. Итак, играем. Сочиняйте вместе ребенком, например:

Ба-ба-ба — загудела труба,

Бо-бо-бо — белка села в дупло,

Бу-бу-бу — сидит ворон на дубу и т. д.

Такие чистогоровки можно придумать на любой звук. Используйте парные согласные, например, по твердости - мягкости:

На-на-на — в небе светит луна,

Ня-ня-ня — к нам идет Нафаня.

Закрепляем: берем обратные слоги:

Ад-ад-ад — Коля будет рад,

Яд-яд-яд — конфеты у ребят.

2. Пальчиковая гимнастика

Считалочка

Слова Движения

1, 2, 3. 4, 5 –

Начинаем мы считать. Счёт ведётся с большого пальца

Этот котик вытри ротик! Большим пальцем обвести вокруг рта.

Этот носик – хитроносик! Указательным пальцем потрогать нос

Этот ёжик – ворчунишка! Сгибать и разгибать средний палец

Этот мишка – топотыжка! Сгибать и разгибать безымянный

Этот – зайка-убегайка! Приставить руки с поднятыми мизинцами к голове и пошевелить ими

Кто последний – догоняй-ка! Спрятать руки за спину.

Паучок (сидя по – турецки)

Слова Движения

У тебя скажи паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай-ка паучок,

Сколько рук и сколько ног? Сгибать и разгибать пальцы

- Когда лапы по дорожке –

Это ходят мои ножки! Перебирая пальцами, двигаться от бедра до колена

Лапы вяжут паутинку,

Будто руки ткут холстинку! Поочерёдно касаться всеми пальцами большого пальца

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки! Перебирая пальцами, двигаться от бедра до колена

Если попадутся мухи,

Мои лапы – это руки. Сжать кулаки, «сцапать»

Теремок

Слова Движения

Стоит в поле теремок. Сделать «крышу» из ладоней

На дверях висит замок. Скрестить пальцы и крепко сжать

Как бы нам замок открыть?

В теремок зверей пустить? Пружинистые движения руками, пытаясь разжать сплетенные пальцы

Слева зайка, справа мишка. Поджать подушечки пальцев к верхней части ладоней

Отодвинте-ка задвижку. Зацепить пальцами правой руки, пальцы левой руки и пытаться разогнуть их

Слева ёжик, справа волк,

Нажимайте на замок. Поменять руки местами

Зайка, мишка, ёжик, волк

Поочерёдно соединить подушечки пальцев двух рук

Открывают теремок. Снова сделать крышу

3. Дидактические игры

Игра «Чего не стало?»

Цель: научить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Оборудование: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец).

* * *

В гости к нам пришел Петрушка и принес открытки. Взрослый по одной показывает детям открытки и предлагает назвать, что на них изображено. Открытки размещаются на стенде так, чтобы с одной стороны были существительные с нулевым окончанием в родительном падеже, с другой – с нулевыми окончаниями.

Петрушка предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например, яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины, лимоны (справа).

Петрушка. Хорошо запомните картинки. Запомнили? Закрывайте глаза. (Убирает картинку с бананами. На ее место ставит карточку с огурцами.) Теперь откройте. Чего не стало? Что появилось?

Дети отвечают.

Снова закройте глаза. (Убирает картинку с яблоками. На ее место ставит карточку с грушами.) Открывайте глаза. Чего не стало? Что появилось?

Дети отвечают.

При необходимости взрослый поправляет их, все вместе повторяют верный вариант.

В следующий раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов: ромашек, гвоздик, незабудок, ландышей, тюльпанов, роз; предметов : кисточек, красок, карандашей, ножниц, тетрадей, свечей, ключей.

Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе. Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве. Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).

Игра «Что растет в лесу».

Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы. Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка. Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода). Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

Игра «У кого похожая картинка?».

Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья. Наглядный материал: предметные картинки. Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая. - На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?

Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями. Оборудование: мяч. Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

Уважаемые родители, как можно больше читайте со своими детьми, пересказывайте сказку с помощью вопросов!

Публикации по теме:

Конкурс грядокКонкурс грядок Девочки, у нас в саду прошел конкурс "Огород на окне" Представленные фотографии, всего лишь, малая часть, что представлено было на суд нашего.

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 13:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Анна Горбачёва (УИ 331364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД