Елена Власова
Использование ИКТ в работе по развитию фонематического восприятия у учащихся с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ в работе по развитию фонематического восприятия у учащихся с нарушением речи»
Учитель-логопед Власова Елена Викторовна
Актуальность данной темы состоит в том, что в последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированным фонематическим восприятием, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи. Фонематическое восприятие-это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Этот термин ввёл Д. Б. Эльконин.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Нарушение фонематического восприятия часто является первичным дефектом в сложной структуре речевых нарушений и влияет на дальнейшее развитие устной и письменной речи ребёнка. Данной проблемой занимались такие исследователи, как: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В., Спирова Л. Ф., Ястребова А. В., Пожиленко Е. А., Ткаченко Т. А., Селивёрстов В. И., Коноваленко В. В., Кирьянова Р. А. и другие.
Цель: развитие фонематического восприятия
и навыков звукового анализа через использование компьютерных технологий у учащихся с нарушением речи;
Задачи:
развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, речевую активность
совершенствовать психические процессы: внимание, память, воображение
воспитывать интерес к занятиям, усидчивость.
Использование ИКТ
В своей работе я использую ИКТ. Для реализации коррекционных задач использую компьютерную программу Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, занятиям с учащимися. На занятиях с использованием компьютерных презентаций дети становятся более активны, работа с компьютером вызывает у них большой интерес. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников. Так же использование компьютера предотвращает утомление детей и поддерживает познавательную активность.
Диагностика
В начале учебного года мною была проведена диагностика учащихся с нарушением речи, где было выявлено, что у 100 % нарушено фонематическое восприятие. При выполнении заданий дети затрудняются определить наличие звука в слове, придумать слово на заданный звук, отбирать картинки на заданный звук. Возникают проблемы в определении неречевых звуков. Дети допускают ошибки при выполнении заданий на различение слогов.
Коррекционно-развивающая среда
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В своей работе я использую приложение Nature Sounds-звуки природы. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Например, игра «Помоги вини Пуху найти пару». Дети должны разложить слова по разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.
Задача последнего этапа - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, т. е. умение определять количество слогов в слове, определять наличие звука в слове, отстукивать ритм, выделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, игра «Лёша и Лариса». Задача игры – отобрать картинки со звуком «Ль» - для Лёшы, а со звуком «Л» - для Ларисы.
После проведения коррекционной логопедической работы по развитию фонематического восприятия с использованием ИКТ диагностика показала, что уровень развития фонематического восприятия стал выше.
Выводы
Таким образом, использование современных компьютерных технологий позволяет эффективно построить работу, направленную на развитие фонематических процессов и дает положительную динамику в развитии всех сторон речи. У детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, достигаются высокие результаты и повышается эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.